Вопросы и ответы: Общие вопросы
[09/09/2022] Алексий спрашивает:
Отец Рафаил, хотелось бы узнать ответы на эти два вопроса:
1) В чем польза Богородичного правила
2) Как спасались языческие народы во времена Ветхого Завета, были ли переходы в иудаизм или какое то миссионерство дабы спасти языческие народы?
Пусть Господь щедро одарит Вас своей любовью! Спаси Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Алексий!
1. К Богородичному правилу Церковь относится неоднозначно. Это правило нашли в бумагах, принадлежавших святому Димитрию Ростовскому. Прототип этого правила имеется в католическом подлиннике; а святитель Димитрий несколько изменил его и убрал то, что может смутить православного. Я в свое время спрашивал об этом правиле святителя Зиновия (Мажуга), он ответил: «Сначала прочитай те молитвословия, которые дала Православная Церковь, а пяточисленные молитвы не включай в свое ежедневное правило; но если тебе захочется, можешь иногда прочитать их».
Как мне кажется, пяточисленные молитвы представляют собой смешение двух жанров: молитвенной концентрации и размышлений о событиях земной жизни Христа. Когда я читал это правило, то мне стали вспоминаться забытые грехи и появилось желание исповедовать их. Однако в этом правиле есть опасность для православного, а именно: читающему это правило, обещаны духовные добродетели и вечное спасение. И у тех, кто ежедневно читает пяточисленные молитвы, могут возникнуть необоснованная уверенность, что она может за несколько минут в день дать человеку то, что может быть осуществлено подвигом всей жизни. Поэтому я остерегаюсь рекомендовать ее кому либо.
Есть еще одна опасность. Размышления о страданиях Христа может у некоторых людей вызвать визуальные представления, которые запрещены в православной аскетике.
2. В ветхозаветное время островки единобожия оставались во всем мире. Но самым большим из них была иудейская община, с ее центром – Иерусалимским храмом.
Что касается иудаизма, то он представляет собой интерпретацию Ветхого Завета, как бы прочтение его глазами талмуда. Здесь универсализм Ветхого Завета, особенно учение о Мессии-Спасителе, оземлено и получило национальный характер. В ветхозаветное время было распространено миссионерство среди языческих народов. Язычники, принявшие единобожие, а затем иудаизм, находились даже при императорском дворе в Риме и занимали высокие посты в армии. Например, в войне египетской царицы Клеопатры с ее братом, войсками Клеопатры предводительствовал иудейский прозелит. Надо отметить, что при Иерусалимском храме существовали отдельные дворы для иудеев и для язычников-прозелитов.
Мир всегда ожидал пришествие Мессии. Платон говорил: «Должен прийти с неба человек, который объяснит нам все». Даже сивиллы прорицали о пришествии Христа. Но спасение – как единение души с Богом – до рождения Христа во плоти и Его искупительной жертвы, было невозможно. Поэтому до пришествия Христа на землю иудеи спасались праведной жизнью и верой в пришествии Мессии. А язычники могли получить некоторое утешение и облегчение после смерти жизнью по голосу собственной совести, когда человек выбирал правду и добро. Жизнь по голосу совести избавляла добродетельных язычников от вечных мук, так как в аду много различных мест, не тождественных огненной геенне. Об этом повествуется в творениях святителя Василия Великого и прп. Ефрема Сирина.
|