Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[02/08/2022] иерей Александр спрашивает:
Дорогой отец Рафаил! Прочитал Слово свт. Игнатия (Брянчанинова)в Великий четверток о Святых Христовых Тайнах и ужаснулся, насколько мы уклонились от святоотеческого отношения ко Святому Причащению и достойной подготовки к Нему. Возникают опасения, что в современной практике повсеместный призыв к частому причащению практически не уравновешивается призывом к тщательной подготовке к Таинству, приведению своей жизни в соответствие с Евангелием, необходимости постоянной борьбы со страстями. Как следствие, среди современных христиан укоренилось искаженное отношение к участию в Евхаристии как к чему-то магическому. В то время, как свт. Игнатий в своем Слове говорит, что почти все, кто причащается в осуждение, не понимает этого. Батюшка, поделитесь из Вашего пастырского опыта окормления, какие признаки недостойного Причащения и в чем конкретно должна заключаться забота пастыря, чтобы уберечь прихожан от причащения в осуждение? Каковы рамки пастырской ответсвенности священника в данном вопросе? В каких случаях нельзя допускать до Причастия?
С уважением, священник Александр.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Отец Александр!
Во многом ваши опасения имеют реальную основу. Но все-таки, нельзя требовать от современного христианина, чтобы он переживал во время Таинства Причащения то, что было доступно святому Игнатию Брянчанинову. Думаю, что не надо смешивать два понятия: частое причащение и недостойное причащение. Человек может причащаться редко, даже раз в году, и при этом недостойно. А может причащаться часто, посильно исполняя молитвенное правило, каяться и считать себя недостойным. Святой Димитрий Ростовский пишет, что если человек считает себя достойным Причастия, то только эта одна мысль делает его недостойным; а если он считает себя недостойным, но при этом делает то, что заповедовала Церковь для приготовления к этому великому Таинству, то он уже на пути спасения.
Думаю, что надо в свободное от богослужения время поговорить с людьми, причащающихся часто, определить их образ жизни и указать, какие недостатки необходимо исправить. А просто оттолкнуть от причащения из-за того, что прихожанин причащался недавно, может нанести ему глубокую травму.
Исповедующийся должен знать, что священник, запрещая ему причащаться, делает это обоснованно, для его пользы, а не потому, что часто причащаться плохо. В Элладской Церкви существует своя практика, а именно: человек должен содержать посты, определенные для всех, а дополнительного поста перед причащением не требуется. Также исповедь не обязательна перед Причастием, если человек не совершил тяжелые грехи.
|