Вопросы и ответы: Общие вопросы
[03/09/2022] р.Б Арсений спрашивает:
Здравствуйте, о. Рафаил! Я пребываю в противоречии из-за чего страдаю, надеюсь Вы поможете разрешить его.
1) Можно ли обличать других во грехах с целью им помочь?
2) Можно ли вступать в дискуссию с братьями во Христе, с целью освободить их от ложных мнений?
Я нашёл две линии у Отцов: 1) Святительская (свт. Григорий Нисский и свт. Иоанн Златоуст и др) они говорят, что если ближний заблуждается или пребывает в тяжком грехе, то обличить его, оспорить его ложные мнения, будет актом "духовной милостыни" и это очень похвально!
2) Линия преподобных Отцов (прп. Иоанн Лествичник, свт. Игнатия Брянчанинов и др) которые говорят, что нужно внимать исключительно себе, всех считать святыми, и всеми силами стараться не видеть их грехи. Лествичник сказал, что кто в беседе пытается настоять на своём мнении, даже если оно правильное, тот одержим "дьявольским недугом".
Можно ли дискуссировать и обличать? Я осознаю, что Бог смотрит в сердце, на мою внутреннею интенцию, что дескать, если я это делаю с благим намерением, то тогда это доброе дело. Но к такой благой интенции может быть незаметно примешан яд гордыни или тщеславия, который я вряд ли легко обнаружу, т.к. человек я плотской, ветхий.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Арсений!
1. Нужно учесть, что в каждом человеке действует первородный грех, прежде всего, в виде гордости, которая у значительного числа людей вызывает боль, раздражение и протест, когда их обличают в грехах. Поэтому лучше спокойно объяснить человеку пагубное последствие греха, а не обличать их в пороках и страстях, которые не чужды нам самим.
2. Все доброе мы можем совершить только при содействии благодати. Вера зависит не только от правильной информации, а истина обнаруживается не только в полемике; но в большей степени правильное решение духовных вопросов зависит от состояния человеческого сердца, в котором суммируется вся его жизнь. Поэтому перед тем, как вступить в полемику, обратите внимание, насколько собеседник готов принять истину, которая требует изменения человеческой психики. Сначала постарайтесь вникнуть в духовное состояние вашего собеседника, а затем решайте – поможет или больше навредит ему ваше вторжение в его внутреннюю жизнь. Нужно найти в своей душе равновесие между желанием спасти других и предупреждением – не бросать бисера перед свиньями, чтобы они не пожрали вас, то есть, чтобы самому не лишиться благодати. Раз перед вами стал такой вопрос и ответ на него не однозначен, то я советую вам заниматься Иисусовой молитвой, которая просвещает человеческое сердце и может подсказать вам, как надо поступать в каждом конкретном случае.
|