Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[22/07/2005] Георгий спрашивает:
Уважаемый о. Рафаил! Cв. Иоанн Дамаскин пишет: «Конечно, естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем, когда Он попускал плоти терпеть свойственное ей, а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его хотения. В самом деле, в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все - добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер». (Глава XX. Об естественных и безупречных страстях). Означает ли это что проявление неукоризненных страстей лишь иногда отменялось (Преображение, хождение по водам, прохождение среди тех, кто хотел побить Его камнями), или нетленность плоти была реальной и лишь была прикрыта неукоризненными страстями по домостроительству (чтобы пострадать на Кресте) и в некоторые моменты земной жизни Спасителя эта нетленность проявлялась соответственно естеству нетленной природы (перечисленное выше), которая полностью была явлена только после Воскресения Христова? Другими словами Господь жаждал, потому что человеческая природа этого требовала или Господь попускал жажду и терпел ее?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Георгий! Неукоризненные страсти это страдательное состояние человеческой природы. Христос воспринял плоть подобную нам кроме греха. А чудеса Он совершал не нетленной плотью, а божественной силой, свойственной божественной природе, но проявляемой через человеческую плоть. Господь принял человеческую плоть добровольно, со всеми ее естественными свойствами и нуждами, но не испорченную, как у нас, грехом.
|