Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[07/07/2021] Андрей спрашивает:
Благословите, отец Рафаил.
Скажите, пожалуйста, каково ваше личное отношение к употреблению клятвы в новозаветное время? Какова современная практика Грузинской Православной Церкви?
Господь Иисус Христос призывает не клясться вовсе (Мф. 5:34), и большинство святоотеческих толкований, которые мне удалось найти, говорят о недопустимости клятвы как таковой, а не только клятвы ложной. Особенно категорично о клятве говорят святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский.
Современные же толкователи стремятся к оправданию употребления клятвы в каких-либо особо важных, исключительных случаях. Чаще всего речь идёт о присяге, которую принимают военнослужащие или государственные чиновники. Более того - в ставленнической присяге (и диаконской, и иерейской), утверждённой Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2011 году, присутствует формулировка "обещаю и клянусь".
Существует ли ставленническая присяга в Грузинской Православной Церкви, и если да, то присутствует ли в ней клятва?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей!
Когда меня рукополагали, то я не давал никакой присяги и клятвы, и в настоящее время не слышал от других священников о подобной присяге в Грузинской Церкви.
Вспоминаю случай из записок одного известного писателя. В Америке на таможне он спросил у чиновника, надо ли ему давать клятву, что он не нарушает правила перевоза товара. Таможенник ответил: «Не надо. Если вы честный человек, то и без клятвы не обманете; а если нечестный, то никакая клятва не удержит вас от лжи».
Что касается вашего вопроса, то здесь дело обстоит более серьезно, так как все мы можем ошибаться – и в большом и малом, а нарушение клятвы будет усугублять совершенный грех клятвопреступлением. Поэтому я считаю, что клятва при рукоположении в священный сан может оказаться опасным для человека.
Что же касается воинской присяги, то это дело воинской дисциплины и закона.
Призываю на вас Божие благословение.
Прошу ваших молитв.
|