Вопросы и ответы: Общие вопросы
[14/07/2005] Давид Долидзе спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил,
Персидская империя во времена Артаксеркса I (465-424), преемника Ксеркса, смогла вновь встать на ноги и выйти из кризисного положения после предыдущих поражений. Последующие признаки упадка империи выявятся однако через некоторое время, в правлении Артаксеркса II (405-359), когда Египетское государство вновь станет независимой. В этом историческом контексте разворачивается деятельность двух библейских персонажей, Ездры и Неемии, упомянутых в двух книгах носящих их имена. Согласно библейской хронологии, Ездра из Вавилон отправляется в Иерусалим по поручению царя Артаксеркса I, в седьмой год правления этого царя (458г.). В 445г. по поручению того же царя в Иерусалим отправится второй персонаж, правител Неемия. Ездра предстает перед нами как возродитель религиозной, а Неемия социальной и политической жизни возвратившихся на родину иудеев. Как ни странно, в книге Неемии как бы замалчивается о великих делах Ездры и вся его деятельность сводится к чтению закона Моисеева. С другой стороны, в миссии Ездры кажется предполагается уже построенный Иерусалим, а Иерусалим в действительности был построен в правлении Неемии.
Как разрешить эту проблему?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Давид! Советую прочитать «Библейскую историю» Лапухина.
|