Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания



[01/06/2021] Марина спрашивает:

Христос Воскресе!
Здравствуйте, Ваше Высокопреподобие уважаемый отче Рафаиле!
У меня 3 вопроса к Вам:
1. Мы христиане знаем, что по кончине мира Бог Даст нам новое Небо и новую Землю. А кто же будет на ней жить, если будет Небесный Иерусалим? И кто там будет жить? А что такое Царствие Божие? Батюшка, я бы хотела жить на обновленной земле как человек. Это желание греховно?
2. Где найти правильное Толкование на Евангельскую Притчу о богатстве неправедном? Меня смущает эта Притча. Скажите как ее понимать и не искажена ли она при переводе?
3. Батюшка, по жизни испытываю предательства со стороны подруг и знакомых, пользуются, а когда получат желаемое, отстраняются и молча бросают и не хотят говорить со мной о причинах отстранения. Мучаюсь долго от такого... Это мне наказание от Бога за мои грехи и дурной характер или испытание от Бога, который желает оставить меня совсем одну, чтобы на Него Единого уповала, не надеясь на человека?
Прошу Вашего благословения и Вашей молитвы об здравии.
С поклоном и благодарностью за Ваши труды и книги,
Марина


Архимандрит Рафаил отвечает:

Воистину Воскрес Христос!
Марина!
Призываю на вас Божие благословение и постараюсь ответить на ваши
вопросы.

1.После Второго пришествия Христа, когда все восстанут из мертвых, мир будет очищен огнем, но не уничтожен, а обновлен. Эту обновленную землю можно назвать Иерусалимом, сходящим с небес, то есть тогда небо и земля соединятся. Это станет Единой Церковью – Царством Небесным, где будут обитать святые. После Страшного суда они получат обновленное тело, в котором уже нет страстей, присутствовавших в земном теле.

Царство Божие – это не только райское место, а, прежде всего, благодатное состояние человеческой души и непрестанное богообщение, которое не имеет конца, так как Божество безгранично и неисчерпаемо.

В средние века были секты, которые учили, что после Страшного суда люди будут продолжать такую же жизнь, которую вели на земле: иметь семью, рожать детей, обрабатывать землю и т.д. Это в средние века были последователи шведского мистика Сведенборга, а в настоящее время иеговисты. Подобные учения были осуждены Православной Церковью.

3. Каждый человек поражен грехом, поэтому нельзя возлагать даже на лучших людей свою надежду. У человека меняется настроение, эмоциональный подтекст, мысли. То, что он говорил вчера, может изменить сегодня; что говорил сегодня и считал истиной, может опровергать в будущем. Человека надо любить, но нельзя в человека верить.

Вы правильно предполагаете, что Господь лишает вас тех, кого вы считали своими неизменными друзьями, чтобы вы пришли к убеждению, что полагаться можно только на Бога: Он не изменит, Он не предаст и не обманет. Только святые после смерти, находясь в вечном богообщении, становятся недоступными для греха. А здесь на земле человек приобретает и теряет, обманывается и обманывает сам, как будто ходит в непроглядной тьме.

Поэтому старайтесь делать добро, но не ждите адекватного ответа.
Все доброе, что совершили вы, не пропадет, а встретит вас в вечности. Поэтому измена и неблагодарность людей не должны приводить вас в состояние уныния или возмущения. Бог справедлив и каждый получит по своим делам.


2. Приведу часть толкования из моей книги «Путь христианина» О неправедном управителе.

Некий человек имел управителя, который бесчестно расточал его имение (Лк.16, 1–13). Узнав об этом, он призвал управителя и сказал: «Я слышал о тебе недобрые слухи и решил отрешить тебя от места». Опечаленный управитель стал горько тужить. «Что теперь мне делать, – как бы вопрошал он самого себя, – копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделаю, пока еще числюсь управителем. Позову должников моего господина, уменьшу им долг, а затем, когда буду изгнан из дома сего, они, быть может, примут меня под свой кров». Так он сказал и так сделал.

Призвал одного, который должен был сто мер масла, и сказал: «Напиши расписку, что ты должен пятьдесят». Позвал также другого, который должен был сто мер пшеницы, и сказал: «Напиши, что ты должен лишь восемьдесят мер».

Узнал об этом господин и похвалил… управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде ( Лк. 16,8).

Для многих эта притча служит соблазном. Она как будто, на первый взгляд, противоречит не только высоким Евангельским истинам, но и просто чувству нравственности. Однако соблазном она является лишь для непонимающих ее глубокого смысла.

И сегодня я хотел бы объяснить вам эту притчу.
Господь Бог – Владыка нашей временной и вечной жизни, Творец и Промыслитель мира; управляющий его имуществом – это человек, каждый из нас. Господин приближает к себе управителя, доверяет ему. Так и человек избран из всех созданий Божиих, он сотворен по образу и подобию Божию. Мы Его и род ( Деян. 17, 28 ) – свидетельствует словами древнего поэта св. апостол Павел.

Господин доверяет управителю свое огромное имущество. Какое «имущество» доверил нам Господь? Наши силы, наши способности, наше положение в мире, наши знания; наконец, сама наша земная жизнь и время ее, все это – имущество, данное Богом для мудрого управления. Мудро управлять – значит жить по воле Божией, исполнять заповеди Его. Но управитель нечестно поступил со своим господином. Он стал расточать имение, то есть стал употреблять время своей жизни, свой талант, свои способности не для того, чтобы творить волю Божию, а для порочных, чувственных наслаждений.

Так, братия и сестры, делаем и мы. В народе даже есть такое выражение: «убивать время», «прожигать свою жизнь» – то есть бессмысленно и преступно относиться к дару Божиему.

И вот господин призывает к себе управителя. Это либо голос совести, которая пробудилась в человеке, либо вразумление от Бога – скорби, отрезвляющие нас. Говорит господин слуге своему: что это я слышу о тебе?
дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять (Лк.16,2). Что это значит?
Человек вдруг вспоминает: жизнь его имеет конец, в час смерти он лишится всего, что имел, представляет себе муки ада. Так в глубине его души рождается чувство покаяния.

Управитель говорит: копать не могу, просить стыжусь (Лк. 16,3). Что это значит? Одними из наиболее тяжелых работ, выполнявшихся в древности рабами, были работы полевые, а также – в рудниках. Здесь это образ адских
мук. Человек думает: «Как я вынесу страшные адские муки, как я избавлюсь от них?»

И разумно сказал управитель: просить стыжусь, потому что в аду молитва не будет услышана никем. Ад – это место отвержения: как человек, заблудившийся в горах, кричит о помощи, но никто не слышит его, только эхо повторяет голос, так и в аду и стоны, и жалобы грешников уже не будет слышать навеки заключенное для них небо.

И продолжает управитель: знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом (Лк. 16,4), – то есть «пока я еще живу на земле, я могу исправить свое положение». И вот он зовет одного из должников своего господина, который должен был сто мер масла. Что это за образ? Должник – человек нуждающийся, должник – человек, находящийся в беде. Раньше участь должника была очень тяжелой. Заимодавец имел право продать и его, и его детей в рабство. Иногда должников, которые не могли заплатить долги, заключали в темницы, так называемые долговые ямы. Иногда – сажали в железные клетки и ставили эти клетки около дороги, чтобы проходящие мимо знакомые, друзья сжалились над ними и выкупили, заплатили их долги. Поэтому здесь под видом должников подразумеваются люди, находящиеся в тяжелом положении, страждущие.

Так призывает он одного из них и говорит: «Возьми расписку, что ты должен моему господину сто мер масла, и напиши новую, что ты должен пятьдесят, и иди!»

Призывает он тайно другого человека, призывает наедине. Что значит: призывает наедине? Это значит творит милостыню тайно. А именно такая милостыня особенно ценна перед Богом. «Ты должен сто мер пшеницы, возьми свою расписку и напиши, что ты должен только восемьдесят мер», – то есть и этому он оказывает благодеяние.

Некоторые толковники под видом елея, масла, понимают духовную милость, которую оказывает человек страждущему. Какая духовная милость – вы знаете: молитва, доброе слово, добрый совет, участие, а также – погребение умерших. Под хлебом же подразумевается все необходимое для жизни, милостыня вещественная. И вот узнает господин, как управитель поступил с его имением, и хвалит его.

Здесь Евангелие опять напоминает: имение принадлежит не управителю, а его господину; то, что мы считаем своим, на самом деле не наше, а Божие, оно дано нам только на время. Раньше, когда управитель расточал имение неправедно, то есть на самого себя, негодовал господин, а теперь, когда он его же имение отдает другим,
господин благословляет его.

Заканчивается эта притча знаменательными словами: Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? (Лк.16,11). Какое неправедное богатство? Неправедное – в смысле неверное. Неверное и ненадежное – это то, что мы имеем здесь, на земле, и что не пойдет за нами в вечную жизнь; кажется, что оно наше, но на самом деле, мы расстанемся с ним в час смерти или же оно оставит нас еще раньше; потому Господь называет его неправедным, как бы лукавым другом по отношению к нам, а истинное богатство – это благодать Духа Святого, это добрые дела, которые будут неразлучны с человеком в вечности, ибо и самая цель христианской жизни, по изъяснению святых Отцов, – Симеона Нового Богослова, Серафима Саровского – стяжание Духа Святого. И все, что мы имеем в этой жизни, ничтожно по сравнению с благами, которые уготовал Господь любящим Его во Царствии Своем. Но здесь, на земле, это малое мы должны употребить на добро. Св. Иоанн Златоуст учит: «Нет, не оправдывайся тем, что милостыня для тебя невозможна; есть у тебя деньги – поделись с ближним; нет – раздели с ним кусок хлеба; нет у тебя хлеба – дай стакан воды жаждущему или же помолись от всей души за человека, и вот ты уже оказал ему милость».



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили