Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[29/05/2021] Феофания (Валерия) спрашивает:
Досточтимый отец Рафаил!
Сердечно благодарим за возможность вновь задавать Вам вопросы и молимся о Вашем здравии!
У меня к Вам два вопроса.
Первый вот какой: убеждаюсь, насколько сложна наша жизнь и сложен сам человек - все в нем намешено, и добрые порывы, и страсти. Как, например, быть если любишь душой человека (мужчину), желаешь ему добра и спасения, но в то же время порой испытываешь к нему влечение. Человек этот - тоже верующий христианин, дальний родственник и прервать с ним общение едва ли возможно. Так ли я рассуждаю, что надо каяться, стараться не принимать нечистые помыслы и пожелания, просить Господа, чтобы даровал чистую любовь к нему, терпеть себя и воспринимать эту ситуацию, как собственный крест?
И второй вопрос: по милости Божией после покаяния много лет не впадала в один грех, который у меня с юности, но в последние годы опять стала им согрешать. Каюсь, прошу Господа избавить меня от него, но пока тщетно. Как Вы думаете, с чем это может быть связано? Может быть, с гордостью и послаблениями в духовной жизни?
Заранее благодарна за ответы! Храни Вас Господь!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Христос Воскресе!
Феофания!
Борьба с каждой страстью требует различных методов и действий, внешне несогласованных друг с другом. Например, если мы хотим победить страсть гнева, то не должны уходить от искушения, а внутренне противостоять несправедливости и оскорблений со стороны людей. Бегство от гнева не
уменьшает этой страсти, а делает ее более скрытой и затаенной. Что же касается пристрастия, соединенного с похотью и блудом, хотя только мысленно, то здесь борьба требует противоположных действий, а именно: надо отдаляться от предмета своей страсти. Всякое общение, каким бы оправданным и внешне чистым оно ни было, только будет разжигать и увеличивать эту страсть. Если человек твердо не решится избегать всяких отношений, встреч, бесед, переписки с лицом, к которому имеет пристрастие, то он тем самым уже определил свое поражение и сдался бесу похоти – одному из сильных и коварных бесов.
Господь сказал: «Если твоя рука соблазняет тебя, то отсеки ее. Лучше одноруким войти в Царство Небесное, чем двумя руками в преисподнюю». Это предостережение как раз относится к борьбе с похотью и блудом. Богообщение совершается в сердце человека, а блуд, хотя бы мысленный, поражает и мертвит глубины человеческого сердца. Пристрастие – это отвержение от Бога, предпочтение Ему тленного человека, то есть замена Бога идолом или кумиром. Поэтому я советую вам безбоязненно разорвать связь с упомянутым вами человеком и даже усердно не молиться о нем. Впоследствии он сам, – если он верующий, – будет благодарить вас за это.
Что касается второго вопроса, то надо помнить, что земная жизнь дана нам как время самоопределения, от которого зависит наша вечная участь: или жизнь с Богом или вечная тьма и демоноуподобление. Поэтому надо стараться жить так, чтобы приобрести благодать Божию. В духовной жизни нет нейтральных состояний: что мы не приобретаем, то теряем. Главное в человеке – око его души, богоподобный дух. Мы духовно живы, когда наш дух устремлен к Богу через молитву и доброделание.
Просыпаясь утром, думайте, какое добро вы можете совершить в этот день; против какой страсти преимущественно вам надо бороться. А ложась спать, проверяйте, как вы провели этот день, что приобрели и что потеряли. Всякий грех, прямо или косвенно, связан с гордостью. Только через смирение человек получает спасительную благодать и реальную силу бороться со злом внутри себя и вне себя. Не оставляйте покаяния. Сколько раз пали – столько раз и вставайте. Надейтесь, что Бог видит ваши труды и желания и даст вам, в конце концов, победу.
Благодарю вас за молитвы.
Храни вас Господь.
|