Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни



[27/05/2021] Александр спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил. Жёстко отношусь к ближним,воспитываю, поучаю и обличаю, к себе же со снисхождением. Как быть добрее у окружающим и строже к себе? Спаси Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Христос Воскресе!
Александр!
Надо помнить, что все мы поражены наследственным грехом; это незаживающие раны в душе человека, которые постоянно проявляются в виде личных грехов. Земная жизнь дана человеку для того, чтобы он познал свою греховность, гнездящуюся в сердце, и старался бы при помощи благодати противостоять ей. Эта внутренняя борьба с грехом становится смыслом и подвигом его жизни и награждается вечной радостью богообщения. Осуждение других происходит от забвения собственной
греховности; оно иссушает покаяние – единственный путь падшего человека к Богу.

В Евангелии написано: вынь бревно из собственного глаза и тогда увидишь как можно вынуть сучок из глаза другого. Святой Димитрий Ростовский пишет: «Все человеческие грехи по отношению к осуждению малы, как сучок в сравнении с бревном».

Господь вторично придет на землю, чтобы судить каждого человека; Он истинный Судья и сердцеведец. А наш суд всегда будет поверхностным и неправильным, потому что основан на некоторых негативных поступках человека, а глубина его души для нас скрыта. Осуждение является видом богоборчества, так как человек присваивает себе право судьи, принадлежащее Одному Богу. Но это вовсе не значит, что надо примиряться со злом, живущем и действующем в человеке. Осуждение других – это порождение гордости. Надо помнить, что грешник через покаяние может быть возрожден благодатью Божией. Копаясь в грехах других людей, мы как бы считаем, что сами не сделали бы таких грехов. То есть осуждение скрывает от нас самопознание.

Осуждение проявляется не только в словах, но и в мыслях. Но надо сначала укрощать свой язык, научиться молчать и помнить, что по заповеди Божией клеветник лишает себя Небесного Царства. А наше слепое осуждение неотделимо от клеветы. В Священном Писании язык сравнивается с малым рулем, от которого зависит направление и путь корабля. Только научившись молчать, мы можем приступить к борьбе с мысленным осуждением.

Святые отцы говорили: у кого дома покойник, тот не пойдет плакать к чужим
гробам. А этот домашний покойник – наша душа, лишенная покаяния.

Могут ли быть исключения из этого правила? Могут. В некоторых случаях
начальник должен обличать своих подчиненных в их неправильных действиях, когда он ответствен за них и за дело общей работы. Родители имеют право обличать своих детей, а священник – своих духовных чад. Но и в этих случаях надо быть осторожным. Нужно уметь спокойно объяснить человеку вред, который произойдет от его неправильных действий, и что он сам может стать жертвой своих поступков. А обличать человека через брань и оскорбления не исправит, а только озлобит его. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили