Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О молитве



[16/01/2014] Дионисий спрашивает:

2. Когда пытаюсь держать сознание в сердце и собирать туда напряжением все силы души, как советует святитель Феофан, прихожу со временем в какое-то истощение, появляется окаменелость сердца, а порой сердце закрывается и не впускает моё сознание и силы души войти в себя. Когда пытаюсь молиться в таком окамененном состоянии сердца, молитва до сердца не доходит, строятся и насильно вторгаются различные богопротивные образы и мечтания.

Очень часто при таких напряжённых состояниях расстраиваюсь душой, начинают одолевать различные навязчивые помыслы, в том числе и хульные, уныние, отчаяние, безысходность, становлюсь раздражительным, претупляюсь умом и становлюсь невнимательным в житейских делах, делаю всё с каким-то напряжением и постоянным страхом, подымается буря страстей и всё это не могу контролировать. В таких случаях, когда я не могу пребывать в своём сердце и выхожу из него, чувствуется какая-то расслабленность, несобранность, рассеянность и претупление совести и духовных чувств, безразличие к окружающим, становлюсь как будто потерянным и боюсь даже хоть как-то касаться своего сердца и воздействовать на него.

Понимаю, что это попускается мне из-за того, что не борюсь добросовестно и до конца с моей основной страстью (блудной похотью), которая мучает меня очень давно и имею пристрастие к своей девушке, допускаю различные нецеломудренные поступки в отношение её. Как избежать таких состояний и расстройств, как взять себя в руки, с чего начать исправление? Как вы можете оценить моё данное состояние?

Посоветуйте мне пожалуйста хорошее руководство о молитве и трезвении, о борьбе с грехами и страстями.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Мы говорили о двух учителях молитвы святых Игнатия Брянчанинове и Феофане Затворнике. Они жили сравнительно недавно, но за этот период произошло столько событий, потрясших землю, что нас разделяет целая эпоха.

В современном мире духовном отношении происходит постоянный спад; религия занимает все меньше места в сердце и жизни человека и превращается только во внешнюю форму. А нравственность даже нельзя назвать спадом – это обвал. То, что еще недавно считалось гнусным и отвратительным, звучало как брань и оскорбление, – теперь оправдывается, берется под защиту и все больше внедряется в быт человечества.

Творение Иисусовой молитвы – это искание небесной красоты, а путь к ней проходит через сердце человека, загрязненное омерзительными грехами. Стремление к вечной духовной красоте, путь к ней, борьба за нее, является для нашего современника преодолением собственного уродства. Поэтому в настоящее время в делании Иисусовой молитвы требуется намного большая осторожность и постепенность, чем даже десятки лет назад.

Хотя принципы делания Иисусовой молитвы остаются теми же самыми что и раньше, но сама подготовка к молитве, ее первоначальный этап и дальнейшее хранение сердца от внешних соблазнов, требуют значительно большей продолжительности, терпения и усилия. В некоторых случаях следует ограничить даже чтение религиозной литературы, которая прямо не относится к молитве и внутренней жизни, чтобы сохранить больше духовных сил и энергии для самой молитвы. Возрастание в молитве происходят медленно и постепенно: все, что строится быстро – непрочно и может разрушиться внезапно.

Надо помнить, что для вечного спасения необязательно достигнуть высоких степеней молитвы. Можно оставаться и на первоначальных степенях: Имя Иисуса Христа просветит, исходатайствует прощение и спасет нас.

После гордости второй опасностью для молитвы является блуд во всех его проявлениях. К сожалению, современный человек все более подчиняется этой страсти, и даже перестает понимать ее греховность. Голос ангела-хранителя напоминает человеку о смерти, а голос демона – о блудных наслаждениях. Господь сказал: «Блажены чистые сердцем, так как они Бога узрят». А Иисусова молитва – это путь к созерцанию Бога через внутреннее око сердца. Не семейная жизнь мешает Иисусовой молитве, а скрытый или явный культ секса.

Любодеяние – это грабитель, который оставляет человека нагим и нищим; оно может за несколько мгновений превратить здание, которое строилось много лет, в кучу пепла, это огонь, попаляющий дух, как пламя – крылья бабочки, которая неосторожно приблизилась к нему.

Не только после явного блуда, но и после нецеломудренного поведения старцы советуют некоторое время вместо Иисусовой молитвы читать мытареву молитву: «Боже, милостив буди, мне грешному. Боже, очисти мя, грешнаго».

Вообще дружба с женщиной оправдана тогда, когда есть серьезное намерение создать с ней христианскую семью. А платоническая любовь, по словам Святителя Григория Богослова, это «некрасивая любовь ради красивого тела», или заторможенная страсть, дающая некое сексуальное наслаждение, в котором не хочет признаться перед самим собой человек, это огонь, спрятанный в соломе.

Преподобный Иоанн Лествичник даже советует соблюдать осторожность в молитве и не слишком усердно молиться за женщину, к которой питаешь тяготение и привязанность.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили