Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[06/01/2014] владимир спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил!
Приходиться сталкиваться со злобным отношением к Церкви на обывательском уровне. Странно то, что эти люди (что злобствуют или ехидничают) не имеют отношения к либеральному сброду, неглупые - и в то же время какие-то приступы злобы. И почему-то именно к православным, других не трогают, даже откровенных сатанистов. Спорить или что-то доказывать абсолютно бесполезно.
За ваши книги спасибо, помогают. Крепкого вам здоровья.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир!
Злобное отношение к Церкви на обывательском уровне происходит от того, что православная вера и включение в церковную жизнь требуют от человека пересмотра своего прошлого, осуждения ошибок, которые он совершал, борьбу со своими страстями, под импульсами которых он пребывал и пребывает. Этот суд над собой, перемена нравственных и духовных ориентиров, многим кажется мучительной операцией и поэтому их неверие и отрицание Церкви на подсознательном уровне является защитой своих страстей, - необязательно грубых и явно отвратительных, но и тонких пристрастий и привязанностей, - которые как паутина опутывают душу человека.
Здесь требуется осознание своего прошлого, осуждение своего эмпирического «я», который нравится человеку, поэтому упоминание о правосудии Божьем, о Церкви, с ее правилами и нравственными требованиями, вызывают внутреннюю боязнь и раздражение. Такие люди могут быть не глупыми сами по себе, но когда на ум действуют страсти, то он теряет свою объективность и глубину – так человек под действием алкоголя теряет рассудок и способность понимать, что ему говорят.
Что касается особой неприязни к Православию, иногда доходящей до ненависти, то это относится к благодати Божией, пребывающей в Православной Церкви, которую чувствуют и боятся демонические силы. Апостол Павел пишет, что вера – благоухание для спасающихся, и запах смерти для погибающих. Часто такие люди думают, что вера отнимет от них свободу, лишит всего душевного, что они имеют.
Надо постараться объяснить им, если это возможно, что вера ничего не отнимает, а только очищает душу от наносного, греховного, чуждого ей и дает ту радость и покой совести, которых лишены неверующие. Но, опять-таки, человек может прислушаться к этому, если он имеет не совсем угасшее религиозное чувство.
Однако, чтобы говорить о вере, прежде всего надо самому стяжать благодать. Эта благодать укажет вам, когда следует говорить, и когда лучше молчать; а в случае, если есть надежда на изменение человека, то подскажет слово, которое нужно ему сказать.
В ситуации, о которой вы упомянули, надо внутренне помолиться Богу, чтобы неверующему человеку, если возможно – помочь, а если нет, то не повредить самому себе и у него невольно не вырвать кощунство.
Помоги вам Господи.
|