Вопросы и ответы: О молитве
[16/12/2013] Сергей спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил! Благословите.
1. Правильное ли такое устроение, если оставляя молитву Иисусову в скором времени оказываюсь каким-то дезориентированным, напуганным, чужим среди людей, кажется что даже близкие начинают как-то уязвлять беспричинно?
2. Когда приходит некоторый покой в мыслях и тишина, то как бы не понятно как молиться дальше. Привык, что при молитве Иисусовой нужны усилия, как-то не принимать помыслы, ум вкладывать в слова молитвы и т.д., а при тишине ума почему-то хочется под любым предлогом оставить молитву и отдохнуть в этой тишине. Как не оставить молитву?
3. Можно ли слова Господа: "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" отнести именно к необходимости молитвы Иисусовой?
Спаси и сохрани вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей!
1. Могу выразить только свое мнение насчет вашего состояния. Мне кажется, вы недостаточно уяснили себе, что Иисусова молитва – это, прежде всего, покаянный плач сердца о грехах, мольба голодного о куске хлеба, а подошли к молитве, как к медитации, без чувства покаяния, то есть вы начинаете строить дом, не заложив вначале фундамента. Сердце не примет такую холодную молитву, не откроется для нее, как бы вы ни напрягали свое внимание. Поэтому после занятия молитвой, – дерзну сказать, сеансов молитвы, – у вас наступает нервное раздражение от перегрузок и перенапряжения, и вместе с этим, страх перед людьми и болезненные реакции на их отношения к вам.
Надо помнить, что молитва – это задушевная беседа с Богом, а медитация – монолог с самим собой. После правильной молитвы у человека наступает мир сердца, невидение чужих грехов и желание простить все обиды, нанесенные ему. Следует учесть, что молитва, особенно соединенное с именем Иисуса Христа, раздражает демона, и он начинает внушать некоторым, даже близким людям, желание досаждать вам, без какой либо видимой причины. Каждый христианин имеет двух незримых спутников, сопровождающих их до смерти; за ним следуют как луч света – ангел-хранитель, и как черная тень – диавол-искуситель. Поэтому надо снисходить к людям, когда они по временам становятся медиумами темных сил.
2. Вы пишете, что испытываете некоторый покой и тишину, когда молиться дальше и напрягать усилий не хочется, и остается одно желание – наслаждаться этим покоем. У святых бывали состояния внутреннего безмолвия, которое называется созерцанием или видением. Тогда человеческое слово, как посредствующая связь между душой и Богом, исчезала и наступала полнота богообщения, мистического боговидения; благодать овладевала душой, сливалась с ней и наполняла ее своим невидимым светом. У вас тишина, - я сказал бы, преждевременная тишина, - означает не полноту, а пустоту, не присутствие, а отсутствие. В этом состоянии вы похожи на усталого путника, который прилег у дороги и ничего не хочет кроме покоя.
Истинный покой дает только благодать Божия смиренным сердцем. Одно смирение, без молитвы, может вызвать чувство некоторого мира, хотя далеко не полного. А молитва, без смирения, может превратиться в бездушное повторение слов, а у людей интеллектуальных – в сомнительные и опасные эксперименты. Ваше желание продлить паузу между молитвами, не думая ни о чем, - это не благодатная тишина, а погружение в пустоту.
О христианском смирении можно найти прекрасные поучения в творениях преподобного Ефрем Сирина. Существует книга «Псалтырь Ефрема Сирина», представляющая собой подборку из его сочинений, в виде 150 псалмов. Эта книга при ежедневном чтении способна растопить даже каменное сердце как воск.
3. Молитва должна быть неразрывно соединена с жизнью человека: с исполнением заповедей, делами милосердия, посещением храма и участием в Таинствах. Молитва – путь к стяжанию благодати, но сама молитва действует при помощи благодати.
Я хочу повторить, что в Иисусовой молитве главное – чувство покаяния и собственного недостоинства. У гордого человека слова «помилуй мя, грешнаго» проходят мимо сознания, как бы не оставляя следа, а старцы советовали новоначальным делать упор именно на эти слова.
Покаянием должна быть проникнута вся духовная жизнь человека. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Мы грешим всегда, поэтому покаяние должно быть нашим постоянным чувством».
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|