Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[04/12/2013] Анастасия спрашивает:
Батюшка! Благословите! Сейчас в Русской Православной Церкви обсуждают изданный Проект документа "О подготовке ко Святому Причащению". И вот очень активно высказываются требования разделить исповедь и причастие, кивают и на опыт Сербской и Элладской Церквей, говорят, что частая исповедь "формализируется", и прихожане, чтобы получить "билет на причастие", чуть ли не выдумают грехи, лишь бы что сказать, и что традиционное правило - каноны, Последование к причащению, исповедь - мешают людям часто причащаться и чуть ли не отдаляют от Христа... Вот, например, http://www.youtube.com/watch?v=c7-LGk5f5hw&sns=fb Батюшка, помолитесь за нас!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анастасия! В древней Церкви было правило – причащаться всем присутствующим в храме и кто не причащался, должен быть объяснить причину этого священнослужителю. Но тогда была практика исповеди перед всей общиной, которая затем сменилась частной исповедью.
Уже в 4-ом веке святой Иоанн Златоуст и других святители выражали сожаление в том, что христиане стали причащаться редко по своему нерадению. Впрочем, Святитель Иоанн говорил, что главное, не сколько раз причащается человек, а как он причащается. Я считаю, что в настоящее время, возобновить практику причащения всех прихожан на каждой литургии не имеет под собой оснований. Жизнь современных христиан находится на таком низком уровне, что подходить без исповеди к Причастию было бы профанацией и даже, в некоторых случаях, оскорблением святыни. Поэтому к вопросу о частоте причащения надо подходить индивидуально, учитывая обстоятельства жизни и духовные потребности человека.
Что касается таких шокирующих выражений, как: "билет на причастие", выдуманные грехи и т.д. свидетельствуют об обратном, что у современных христиан, не исключая священнослужителей, притупилось чувство греха. О каком придумывании греха можно говорить, если душа полна ими, как корзина грибами. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Мы грешим всегда и поэтому покаяние должно быть постоянным».
По словам святого Иоанна Златоуста, человек причащается недостойно, если он считает себя достойным Причастия. Все мы недостойны, все мы в грехах и в падении. Поэтому перед Причастием надо «вытрезвиться» от страстного духа мира через усиленную молитву, размышления о своих грехах и покаяние, и постараться день причащения посвятить Богу, а не мирской суете и развлечениям.
Я считаю, что причащение без исповеди – это одно из проявлений модернизма и послужит не религиозному подъему, а дальнейшей секуляризации духовной жизни.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи.
|