Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви



[04/12/2013] Анастасия спрашивает:

Батюшка! Благословите! Сейчас в Русской Православной Церкви обсуждают изданный Проект документа "О подготовке ко Святому Причащению". И вот очень активно высказываются требования разделить исповедь и причастие, кивают и на опыт Сербской и Элладской Церквей, говорят, что частая исповедь "формализируется", и прихожане, чтобы получить "билет на причастие", чуть ли не выдумают грехи, лишь бы что сказать, и что традиционное правило - каноны, Последование к причащению, исповедь - мешают людям часто причащаться и чуть ли не отдаляют от Христа... Вот, например, http://www.youtube.com/watch?v=c7-LGk5f5hw&sns=fb Батюшка, помолитесь за нас!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Анастасия! В древней Церкви было правило – причащаться всем присутствующим в храме и кто не причащался, должен быть объяснить причину этого священнослужителю. Но тогда была практика исповеди перед всей общиной, которая затем сменилась частной исповедью.

Уже в 4-ом веке святой Иоанн Златоуст и других святители выражали сожаление в том, что христиане стали причащаться редко по своему нерадению. Впрочем, Святитель Иоанн говорил, что главное, не сколько раз причащается человек, а как он причащается. Я считаю, что в настоящее время, возобновить практику причащения всех прихожан на каждой литургии не имеет под собой оснований. Жизнь современных христиан находится на таком низком уровне, что подходить без исповеди к Причастию было бы профанацией и даже, в некоторых случаях, оскорблением святыни. Поэтому к вопросу о частоте причащения надо подходить индивидуально, учитывая обстоятельства жизни и духовные потребности человека.

Что касается таких шокирующих выражений, как: "билет на причастие", выдуманные грехи и т.д. свидетельствуют об обратном, что у современных христиан, не исключая священнослужителей, притупилось чувство греха. О каком придумывании греха можно говорить, если душа полна ими, как корзина грибами. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Мы грешим всегда и поэтому покаяние должно быть постоянным».

По словам святого Иоанна Златоуста, человек причащается недостойно, если он считает себя достойным Причастия. Все мы недостойны, все мы в грехах и в падении. Поэтому перед Причастием надо «вытрезвиться» от страстного духа мира через усиленную молитву, размышления о своих грехах и покаяние, и постараться день причащения посвятить Богу, а не мирской суете и развлечениям.

Я считаю, что причащение без исповеди – это одно из проявлений модернизма и послужит не религиозному подъему, а дальнейшей секуляризации духовной жизни.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили