Вопросы и ответы: Общие вопросы
[15/10/2013] Иван спрашивает:
Здравствуйте, о.Рафаил!
У меня такая ситуация. Примерно год назад я начал изучать историю церкви, историю её вероучения, жития святых, и чем больше я читал, тем меньше у меня оставалось доверия к тому православию, к которому я привык (я певчий праздничного хора в женском монастыре). Сейчас я вообще сомневаюсь в том, что православие учит Истине.
Есть соблазнительная мысль, что различия в религиях не столь важны. Но в то же время пророк Исаия говорил, что напрасно люди чтут Бога не по Его закону, а по преданиям человеческим. В общем, я не знаю, что делать...
Помолитесь, пожалуйста, о мне (Иван) и моей жене Анастасии. Храни вас Бог.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Иван! К сожалению, вы не написали мне конкретно о том, что вызывало у вас сомнение и соблазн, а ограничились общими словами, поэтому мне трудно ответить по существу на ваш вопрос. Однако могу отметить, что начиная со второй половины 19-го столетия, в богословские круги стал все больше проникать дух протестантского рационализма и догматического безразличия – индифферентизма. Он особенно усилился вначале 20-го века в предреволюционный период и скрытый или даже явный скептицизм стал восприниматься как научное мышление. Это потеря православного духа и традиционных ориентиров послужила одной из причин катастрофы, которую испытала Церковь в постреволюционный период.
В настоящее время Церковь возрождается через мученическую кровь, пролитую в минувшие десятилетия. Но разрушительный натиск на Церковь продолжают рационализм, в виде модернизма, и духовный нигилизм. Поэтому следует осторожно обращаться с литературой, изданной в последнее время; а намного лучше и достовернее читать творения святых отцов и богословов от Иоанна Дамаскина до епископа Сильвестра и митрополита Макария включительно.
Разумеется, и в наше время есть хорошие церковные публикации, написанные при содействии благодати Божией, но нужно разборчивым, чтобы вместе с лекарством не принять скрытую отраву.
Что касается истории Церкви, то такие исследования, как Карташова, популярные в наше время, звучат диссонансом по отношению к церковной ортодоксии, а известный историк Церкви Никольский, после революции стал сотрудничать с аппаратом атеистической пропаганды. А такие либеральные ученые, как Виппер, хотя отказывались явно участвовать в атеистической вакханалии, но своими трудами способствовали ей.
Поэтому, я советую вам при изучении истории Церкви, прежде всего, ориентироваться на первоисточники, например, на многотомные сборники «Деяний святых вселенских и поместных соборов», читать святоотеческие творения и молиться, чтобы Господь укрепил вашу веру.
|