Вопросы и ответы: Общие вопросы
[11/10/2013] многогрешный Валерий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! Помогите моему маловерию! Если мы после смерти теряем тело и часть его - мозг, на основе которого работают ощущения, восприятия, воля, эмоции, мышление, память - как мы сохраняемся, как личности на том свете?
Чем воспринимает наш дух, помнит, размышляет, мучается или торжествует - но это всё явления душевные, но не духовные. Или дух переходит в вечность, где нет течения времени и протяжения пространства и мы исчезаем, опять-таки, тоже?
Простите моё невежество. Благодарю Вас и дерзко прошу хоть одну молитву за просветление ума моего.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Валерий! Свое тело на материальном уровне мы теряем беспрерывно, а не только после смерти. Каждое мгновение в нашем теле погибает миллион клеток и на смену им возникают другие, так что, в течение нескольких лет происходит полный клеточный обмен всего человеческого организма. А между тем, мы сохраняем свою идентичность, потому что наша душа носит в себе план и энергетику тела.
Именно душа является жизненным субстратом тела и в душе заключены психические свойства, силы и способности человека, а тело является инструментом души, средством выражения, познания, общения, принятия и передачи информации. Без души, как без своего жизненного начала, тело перестает существовать и распадается на элементы. Однако, душа бессмертна; в ней сохраняется генетический план тела, который осуществится при воскресении мертвых.
Что же касается духа и души, то это не две различные природы, а одна. Дух – это высшая способность души быть обращенной к Богу, вступать с Ним в общение; в духе заложены религиозные чувства и познание человека. Душа, в отличие от духа, обращена к земной жизни и ее реалиям. Впрочем, религиозные термины не имеют такого четкого определения как философские и логические. Поэтому слова «дух» и «душа» могут быть употреблены в различных значениях, в зависимости от контекста речи.
Что касается вечности, то она наступит после Страшного суда. Но в загробном мире дух будет по-иному воспринимать время и пространство, чем пребывая на земле.
Святой Григорий Палама, прежде чем выступить апологией Православия, десять лет молился в затворе: «Боже мой, просвети мою тьму». Нам надо молиться, чтобы Господь укрепил нашу веру, но при этом знать, что вера всегда остается тайной, в которую можно молитвенно включиться, но нельзя объять одним рассудком.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|