Вопросы и ответы: Общие вопросы
[03/11/2013] Священник Евгений спрашивает:
Дорогой отец Рафаил храни Вас Боже! В болезни многие люди начинают обращаться ко Христу, но проблема появляется в том, что страх мешает человеку сконцентрироваться на Самом Боге (человек начинает в "истерике" молится и лицемерно испрашивать духовных благ хотя думает только о выздоровлении) как такого человека правильно "настроить" на духовную истинную жизнь? С любовью во Христе иерей Евгений.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дорогой отец Евгений! Человек эгоист – это факт, и значительная часть людей обращаются к Богу за помощью в болезнях или житейских скорбях. Но таких людей ни в коем случае нельзя отвергать или упрекать их в малодушии. Святые отцы различают три духовных состояния человека:
1. Вера, соединенная со страхом: человек боится Бога, как раб своего господина. Но и это спасительное состояние, только важно, чтобы человек не остановился на ступени страха, а для этого надо учить его молитве, дать ему хотя бы малое, но обязательное молитвенное правило. Из-за страха человек отказывается от грубых, явных грехов и начинает укрощать свои страсти на уровне поступков.
Таким образом, страх дает некое место благодати в душе. Такой человек, если не оставит молитву и чтение Евангелия, будет по временам испытывать действие благодати, он почувствует, сколько утешения и радости несет собой благодать. И здесь он может подняться на вторую ступень.
2. Ступень надежды, которую святые отцы называли состоянием наемника, то есть, рабочего, который трудится за определенную плату, а также надеясь получить от хозяина еще награду за усердие. В этом состоянии благодать постепенно открывает человеку его собственную душу; он видит грехи не только как порочные и преступные дела, а как тень преисподней и дыхание демона в своей душе; он видит корни своих страстей и здесь открывается второй этап борьбы с греховными мыслями и желаниями. Это состояние дает возможность благодати не только временами касаться души, но и пребывать в ней.
3. Ступень сыновства. Благодать, до сих пор открывалась человеку как сокровище Царя, а теперь он начинает видеть лицо Самого Царя, то есть воспринимает Бога, как любящую Личность и в сердце у него возникает ответная любовь к Богу: он уже не раб и не наемник, а сын и наследник, для которого высшим благом является общение с Богом и близость к Нему.
Человек начинает правильно любить себя. На первой ступени он любит преимущественно свое тело, на второй – душу, еще находящуюся в притяжении земли; на третьей – свой бессмертный дух, в котором отражается свет Божества.
На первой степени любить себя – это страшиться несчастий и наказаний во временной и вечной жизни.
На второй – искать душевного наслаждения, переходя от эмоций к духовной радости.
На третьей ступени любить себя – это опасаться оскорбить святость Божества и разлучиться с Ним.
Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.
|