Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О молитве



[13/11/2013] Димитрий спрашивает:

Отец Рафаил, благословите!

У близких, знакомых, друзей вокруг очень много тяжелых скорбей. Стараюсь поминать их в молитвах, на Псалтири, по возможности прибавляю к правилу акафист или канон, но в течение дня возможности для более-менее продолжительной молитвы отсутствуют... Скажите, можно ли в свободную минутку молиться о ближних Иисусовой молитвой, и если да, то как это правильно делать?

И ещё мне очень сильно мешает просить в молитве чего-либо для ближних или для себя самого горячая убеждённость в том, что Господь и так даёт нам всё, самое необходимое - трудно ведь просить у Бога "хорошего" уже имея "самое лучшее"... Понимаю, что я тут неправ, ибо и Господь оставил нам заповедь молиться, но в чём именно - не пойму.

Поминаю Вас в домашней молитве, стараюсь подавать записки и для поминания в церкви, на Литургии. Молитвенно желаю Вам здоровья, долгоденствия, Божией помощи! Храни Вас Господь.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий! Краткое молитвенное правило восполняет Иисусова молитва, которую можно читать «на всяком месте и на всякое время». Можно молиться Иисусовой молитвой за своих близких, оканчивая ее словами: «Помилуй мя, со сродниками» или же «… и рабов Твоих (имена)».

Насчет ваших сомнений о просительной молитве, могу сказать следующее. Господь создал человека не предметом и не животным, а личностью, имеющей Его образ и подобие. Поэтому мы должны соучаствовать в деле своего спасения, и здесь на земле через молитву учиться и навыкать богообщению. Мысль о том, что Бог лучше нас знает о наших нуждах и потребностях, разумеется, правильная, но ваша трактовка неверна, она ведет не к покорности воле Божией, а пассивному отношению к Богу, а именно: Бог Сам лучше знает что мне нужно, поэтому Его просить не зачем.

Бог не нуждается в человеческой похвале, значит прославлять Его не надо? Бог есть Любовь и любит нас больше, чем мы сами себя, значит молиться о своем спасении тоже не нужно? Я думаю, что это уловка демона, который хочет отдалить вас от Бога, отучить молиться и этим лишить богообщения. Святой Феофан Затворник пишет: «Мысленно зажги вокруг себя огонь беды», это значит, подумай о возможных бедах и несчастьях, которые окружают каждого со всех сторон. Все земные блага непрочны, тело тленно и подвержено болезням, смерть может поразить человека в любую минуту, а сама жизнь похожа на поток реки, исток которой рождение, а устье – смерть. Дамоклов меч превратностей жизни, трагичных случайностей, предполагаемых или неведомых несчастий поднят над каждым из нас и наших близких. Поэтому самоуспокоенность – это сон у края пропасти.

А что касается внутреннего состояния человека, то грехам и страстям можно сопротивляться только молитвой. Дар слова и дар молитвы особенно отличают человека от остальных обитателей земли. В молитве человек чувствует присутствие Живого Бога. Даже профессор богословия, если не считает нужным обращаться к Богу с молитвой, то он в духовном плане остается чуждым Ему и слова о Боге будут холодны и мертвы.

О чем молиться? Вы должны благодарить Бога за дар жизни, за то, что Господь вывел вас из бездны небытия и открыл путь к Небесному Царству. Если вы не будете благодарить Бога, а примете жизнь, как должное, то постепенно забудете о высшем смысле жизни и поплывете по течению вниз. Вы должны прославлять Бога как высшее благо и красоту. Святой Василий Великий писал, что прославляя добродетель, человек приобщается к добродетели.

Прославление Бога является естественным для человеческой души, как обращение образа к своему Первообразу.

Надо просить Бога о видении своих грехов и о прощении их. Без нашего соизволения и молитвы благодать насильно не будет действовать в нашей душе. Покаяние в грехах требует участия самого человека, а молитва – динамичная форма такого участия. По справедливости Божией наши грехи обращаются в наказание для нас; они возвращаются к нам в виде различных бедствий, и здесь необходимо осознание своей греховности, надежда на милосердие Божие и вера, что без Его помощи не можем творить ничего доброго.

Если человек не приучит себя к богообщению через молитву на земле, то по смерти осуществить богообщение будет едва ли возможно.

Нам надо молиться еще о том, чтобы Господь научил нас молиться и открыл нам радость молитвы.

Благодарю вас за молитвенное поминовение, особенно за храмовым богослужением. Ответно желаю вам заниматься Иисусовой молитвой, в которой заключены память о Боге, мольба к Нему и ответ.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили