Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[19/10/2013] Андрей спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил!
В наши дни в среде духовенства часто можно встретить ультимативное отношение к вопросу выбора образа жития православного христианина: он ставится перед выбором одного из двух - либо брака, либо монашества. Насколько, на Ваш взгляд, является обоснованной такая позиция? Каково Ваше отношение к третьему пути - целомудренному безбрачию в миру?
Особенно интересен ответ применительно к ситуации, когда рядом нет ни потенциального спутника жизни для брака, ни духоносного наставника, под руководством которого могло бы быть возможно монашество.
Спаси Господи! Благословите!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Апостол Павел пишет, что если отец выдает свою дочь замуж – хорошо делает, а если не выдает – еще лучше. Никакого намека на монастырскую жизнь там нет, а подразумевается духовная жизнь и служение Церкви в миру. Девство и целомудрие всегда считались высшими добродетелями. Раньше честью вдовы было не выходить вторично замуж, а остаться верной первому браку и жить целомудренно. Преподобный Кассиан Римлянин пишет о том, что если покаявшиеся грешники, а тем более люди, находящиеся в супружестве, проведут оставшиеся годы в целомудрии, то на том свете будут стоять недалеко от девственников.
Вы пишете, что священнослужители ставят жесткий ультиматум – брак или монастырь. Я думаю, что они делают это, опасаясь тяжелой нравственной ситуации в современном мире, когда соблазны окружают душу со всех сторон и врываются в нее, будто вода в щели тонущего корабля. Но трудно – не значит невозможно; кто может вместить, тот пусть вместит.
Однако? для безбрачной жизни в миру нужно руководство, также как и для монахов. Если нет поблизости опытного духовника, то надо выбрать такого священника, который сам живет благочестиво и предан Православию. Господь, по вере духовных чад, вразумит его вести их к спасению – идущий ко Господу не будет никогда оставлен.
Тем, кто хочет спасться в миру, не вступая в брак, надо стараться творить Иисусову молитву, не осуждать никого, кроме самого себя, радоваться порицанию больше, чем похвале и пользоваться каждым случаем, чтобы смирить свой дух. Если человек будет поступать таким образом, то Господь укажет ему на наставника, обладающим духовными дарами. А такие наставники есть и будут существовать до конца мира, только скрывая свою духовность от людей.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|