Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[08/11/2013] Дмитрий спрашивает:

Здравствуйте,батюшка! Благословите. Огромное спасибо Вам за ваши книги и статьи, за наше просвещение. Вопрос, если позволите, такой:

Все люди без исключения наделены некоторыми способностями, будем все их условно называть-талантами. Особенная способность к наукам, ремеслам, общению, вся масса нюансов человеческой жизнедеятельности. Все чем то наделены. даже если и на первый взгляд кажется, что это не так.

Но вот возьмем случай крайний-художественный талант. Проявляет, как правило, себя очень рано, человечек себя даже как личность не самоопределяет, а уже данный талант несет его вихревым потоком в эпицентр соответствующей деятельности, цели. И ведь поглощает так, что человек (даже ребенок) порой практически из «реальности» выпадает….

Мы, православные христиане, хорошенько уяснили себе-все что «вытесняет» Бога из души, из сердца есть –ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ."Где сокровище твое-там и сердце твое.."Вывод,точнее два:

1) Ребеночек одержим с рождения; 2) Что делать? - Надо «как то лечить» от «недуга» душевного? На выходе-талант, в зависимости от его СИЛЫ, МОЩИ требует, по определению, соответствующего развития (саморазвития), по совершенно каким то необьяснимым, только в нем же самом заложенным законам. Условно говоря, из куколки-в бабочку.

Очередной парадокс: получается христианское понимание развития таланта существует только в контексте прославление Бога-Творца, но, как мы знаем, церковно-христианское искусство глубоко консервативно, живет по своим совершенно справедливо НЕразвивающимся канонам. Все способные к живописи-на иконопись, все к музыке-на клирос и тд..? Понятно что к этому тоже должен быть талант-способность. Абы кто иконы рисовать не может, но маринистом, к примеру может быть великолепным и т.д.

20 лет (из 36 полных) мучаюсь этим вопросом, так как имею непосредственное отношению к некоторым видам искусств. Тема наисложнейшая… Наблюдаю с одной стороны, чем более человек «одержим» (понятие тоже неоднозначное.. поглощен, устремлен) талантом, тем более и глубже «результат».

Да, встает вопрос результат с каким знаком? Ну,наверное, с разным. Чаще негативным, страстным, как и максимум человечества. Но ведь, очевидно, не всё, а если не всё, то опять же парадокс.

Что есть талант, серьезный, великий, явно выдающийся. К чему это? Что это, синоним одержимости? Испытание может быть для личности христианина- соблазн, которому «надобно быть в миру, но горе тем через кого он приходит»… Помысл: плохой человек-плохое искусство. Опять же, знаю людей безобразно ведущих себя, образ жизни отвратительный вроде бы… а такие штучки из дерева умилительные вырезает, или картины красивые (безо всякой мерзости и страстности!!!!) рисует..опять парадокс. Пока единственно примлемым для себя обьяснением считаю: Искусство-есть отражение ритмов и энергий Вселенной. Это ДАНННОСТЬ. Это ФАКТ. Люди обладающие талантами материлизуют эти вещи, дают нам взглянуть и, либо -ВОСХИТИТЬСЯ, либо -УЖАСНУТЬСЯ. Увидеть мерзость НЕОБХОДИМО, ПОЛЕЗНО, дабы познать что есть НЕмерзость. Но вот услаждаться ею, это уже преступление, Вселенского христианского масштаба. Подводя итог, резюмирую ЧТО ЕСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТАЛАНТ? КУДА ЕГО НАПРАВИТЬ И ВОЗМОЖНО ЛИ ВООБЩЕ ИМ УПРАВЛЯТЬ? КАК СОЧЕТАТЬ ЭТО С ЕВАНГЕЛИЕМ?КАК РЕАГИРОВАТЬ НА НАЛИЧИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТАЛАНТА У МЛАДЕНЦА И, ОПЯТЬ ЖЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
Прошу ваших молитв о р.б Наталии,Димитрии,мл.Арсении,мл.Евгении.Спасения души и доброго здоровья Вам!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий! В человеческом существе мы можем различить три плана: духовный, душевный и телесный. Духовность – это обращенность к Божеству и реалиям вечного бытия. Душевность – обращенность души к земному и временному. К духовным свойствам принадлежат: вера, религиозные интуиции, способность созерцания; к душевному – рассудок и эмоции. В настоящее время люди теряют различие между духовным и душевным, в результате чего возникают множество неувязок, сомнений и недоразумений. Эти планы нельзя сливать, но также нельзя искусственно разделять и изолировать друг от друга.

В первом случае душевность поглощает духовность, во втором – духовность, насильственно отделенная от душевности, превращается в спиритуализм, с туманным содержанием, и в мертвую абстракцию. Это я говорю о земном существовании. В вечности преобразиться тело и душа: тело станет подобным душе, а душа, освободившись от страстей, – подобием духа. Для христианина дух является носителем идеи вечного бытия и целевой установки человека. Через дух происходит освещение человека благодатью и монадизация человеческой личности.

Искусство – это один из видов познания и общения. Христианин – музыкант, художник или поэт – должен видеть реалии земного бытия через рефракцию духа. Дух должен настраивать душу, как музыкант свой инструмент, чтобы за земными реалиями стояла бы вечность, и небо просвечивалось сквозь них. Картины земли, даже написанные темными красками, должны иметь под собой световой фон вечности. Земная красота должна быть одухотворена и восприниматься как отблеск горней красоты; а земное безобразие – как безобразие греха, и вызывать отвращение к греху. Здесь говорится не о безобразии внешних форм, а о метафизическом безобразии, проявленном на физическом плане. Ведь даже внешне красивое лицо убийцы и развратника, в неком энергетическом плане – безобразно.

Художник должен быть ответственен за свой талант и делать свои картины раскрытием метафизического мира, призывом к нему и пробуждением духа. Если за временным не стоит вечность, то живопись превращается или в космизм или в дурной антропоцентризм. Некоторые картины могут быть не только эмоциональными, но и страстными, так как страсть – это негатив нашей души, но сам художник должен писать не по увлечению страсти, а по тому чувству, которое называется вдохновением.

Искусство, во многом, – самовыражение. Поэтому художник, музыкант и т.д. должны постоянно созидать самих себя. Настоящее искусство не натуралистично, а мистично.

Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2019 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили