Вопросы и ответы: Общие вопросы
[04/10/2013] диякон Виктор спрашивает:
Благословите отец Рафаил,
простите за огромное количество вопросов.Буду Вам очень благодарен,даже если ответите на часть из них.
1) На основании чего прославляются женщины-самоубийцы, которые отважились на этот шаг ради сохранения целомудрия? Самоубийство ведь есть нарушение воли Божией.
2) Если в церкви киевского патриархата благодати нет, то каким образом с 1448 по 1589 в Церкви Московского Патриархата, без благодати, состоялись такие великие святые как Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России, чудотворец; преподобный Зосима и многие другие?
3) Чем отличается благословение игумении от благословения священника, и откуда взялась практика благословения игуменьей?
4) Для сообщения крещаемым даров Святого Духа апостолы употребляли рукоположение (Деян.8:14-17). Чем было обусловлено, что их преемники, вместо того стали употреблять миропомазание?
5) Из каких соображений в некоторые постные дни Церковью позволяется вкушать рыбу, а обезжиренные молочные продукты нет? Ведь для молодых постящихся мужчин куда легче было бы справиться с плотскими страстями вкушая обезжиренные молочные продукты, чем богатую на белок рыбу.
6) «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, (Втор.25:5) как это согласуется с новозаветной моралью, напр. :«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор.7:8) и др.?Иисус Христос не обличал евреев за данную заповедь.
7) Эмбрионы, которые по разным причинам не родились, за какими телами придут при всеобщем воскресении?
8) Почему Иисуса Христа не узнавали Его ученики после Его воскресения?
9) В Евангелие от Марка повествуется, что Иисус Христос в шестом часу был уже распят(Мк.15:33); Иоанн Богослов повествует, что в шестом часу Спаситель был еще в претории (Ин.19:14). Разъясните пожалуйста данные разночтения.
10) Иоанн Богослов повествует, что Спаситель был погребен уже помазанный благовониями(Ин.19:39-40); в Евангелие от Марка повествуется, что только в субботу Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купив ароматы шли помазать Господа. Разъясните пожалуйста данные разночтения.
11) Как понять данный стих ап.Павла, на который ссылаются католики, оправдывая догмат о чистилище: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду».
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня»(1Кор 3:13-15).
Спаси Вас Господи, диякон Виктор.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Отец Виктор! Отвечаю на ваши вопросы:
1. Самоубийство, как смертный грех, – это отвержение промысла Божьего, неверие в вечную жизнь, последний акт отчаяния, когда вся жизнь представляется человеку сплошным безысходным злом. Самоубийство – это протест против воли Божией, который будет звучать в душе человека навечно. Для самоубийцы Само Божество представляется как темная сила, которая, дав ему бытие, ввергнула его в замкнутый круг страданий, в состояние безысходной боли. Самим актом самоубийства человек как бы мстит Богу за дар бытия. Он как бы гордо говорит Богу: возьми этот дар назад – он мне не нужен. Самоубийство – это взаимодействие двух пагубных страстей – гордости и уныния. Ничего подобного в самоубийстве женщины ради целомудрия нет; здесь человеком руководят другие чувства: желание чистой предстать Господу, желание не осквернить свое тело, которое, по словам апостола Павла, является храмом Божиим. Хотя потерпевшая насилие не несет ответственность за это и на ней нет греха, но она остается оскверненной. Обычное самоубийство – это состояние ненависти к Богу, а самоубийство за сохранение чистоты, является доказательством любви к Богу и поэтому не наказывается, а, напротив, награждается. Древние отцы говорили, что претерпеть муки за чистоту и целомудрие – все равно, что стать мучеником за Христа. Остальные виды самоубийства являются не мужеством, а слабостью духа.
Есть еще два исключения: когда человек душевнобольной и совершает самоубийство в состоянии невменяемости; и когда самоубийца умер не сразу и успел выразить раскаяние в своем поступке: тогда разрешается совершать о нем церковное поминовение.
2. Ваш вопрос я не совсем понял.
3. Священник благословляет именным перстосложением (пальцы складываются по первым буквам имени Иисуса Христа). Игумения благословляет обычным перстосложением, которое употребляется при изображении на себя крестного знамени. Она благословляет своих духовных чад не как священно-иерархическое лицо, а как мать своих детей. Эта традиция узаконена Церковью.
4. Миропомазание было употребляемо уже во времена апостолов – об этом упоминается в посланиях апостола Иоанна Богослова. Само слово «христианин» означает «помазанный миром». Возложение рук и миропомазание представляли две формы передачи даров Духа Святого, то есть благодати Божией, способствующей проводить жизнь по Евангелию.
5. Рыба относится к продукту, который по своему действию охлаждает кровь (в противоположность мясу животных), а молочные продукты – к согревающим кровь.
6. В Ветхом Завете бездетность считалась тяжелым наказанием и нравственной ущербностью для человека, так как плотское пришествие Мессии в мир было связано с деторождением, и каждый иудей мог надеяться, что Мессия произойдет от его потомков. А в Новом Завете безбрачие ради Господа выше супружества, потому что позволяет более полно отдаться служению Богу и духовной жизни.
7. Эмбрион – это живой человек, который имеет совершенную душу и потенциал еще незавершенного тела. Его душа хранит весь структурный план его тела, и при всеобщем воскресении из мертвых его тело восстанет по этому плану на высшей ступени развития. Некоторые из святых отцов образно говорили, что люди воскреснут в возрасте 33-х лет.
8. Лицо Христа сияло божественным светом, поэтому телесные глаза Его учеников не могли ясно видеть Его.
9. Во времена земной жизни Христа Спасителя в Иудеи существовало несколько календарных систем, по крайней мере, четыре: иудейский, имеющий очень сложную вычислительную систему, ессейский, по точности не уступающий современному григорианскому календарю, александрийский, которым пользовалось преимущественно греко-римское население Палестины, а также имеются сведения о существовании архаичного хананейского календаря. Эллинизированные иудеи, живущие в диаспоре, пользовались различными календарными системами, но главное затруднение в том, что часовое исчисления суток было нестабильным: обычно ночь разделялась на три стражи, а в некоторых случаях раннее утро входило в четвертую стражу. Мы можем отметить еще одну непонятную особенность: новомесячье – первое появление луны, которое отмечалось как праздник, определялось не по астрономическим таблицам, а визуально. Первый из иудеев, который видел лунный серп на небе, должен был бежать в храм, чтобы сообщить об этом (хотя по таблицам Гиппарха и по вавилонскому календарю лунный месяц был определен с большой точностью). Поэтому есть мнение, что евангелисты-синоптики и Иоанн Богослов, написавший свое Евангелия в Эфесе, пользовались разными календарями и принципами суточного исчисления. Интересно, что на Афонской горе монастыри имеют собственное суточное исчисление, так как вечер наступает с заходом солнца, а визуально закат солнца отмечается в зависимости от расположения монастыря: чем выше в гору – тем позже. Следует еще отметить тот факт, что во времена земной жизни Спасителя существовала традиция, похожая на ветхозаветную икономию: когда в случае необходимости можно было праздновать Пасху, переставив одни сутки вперед. Поэтому унификация библейской хронологии имеет свои объективные трудности.
10. При погребении умащалось миром тело покойника, а после погребения, при посещении гробницы миро возливали на одежду усопшего, чтобы предохранить его от тления. Это считалось лучшим даром для усопшего и знаком любви к нему. Здесь святые Мария Магдалина и жены-мироносицы исполняли благочестивую традицию.
11. В раю и аду обителей много и по правосудию Божьему каждый получает награду или наказание в зависимости от веры и дел. Милосердие Божие не отвергает грешника до последних минут его жизни. И если грешник перед смертью принес искреннее покаяние, но еще не успел засвидетельствовать его добрыми делами, то Господь, как сердцеведец, даст ему по сердце его. Такой человек подобен тому, кто, находясь в доме, объятом пламенем, сумел выпрыгнуть наружу: его имущество погибло, но сам он остался хоть нищим, но живым.
Огонь – это благодать Божия. На Страшном Суде откроется насколько покаяние было искренним и намерение исправиться – твердым. Ложное покаяние ничего не изменяет и здесь речь не о нем. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Если бы покаявшийся разбойник остался живым, то сделался бы подвижником».
В этом месте апостольского послания имеются в виду христиане различного духовного уровня, из которых одни будут награждены, другие помилованы, а третьи – осуждены. Что же касается неверующих и язычников, то для них спасение, как внутреннее единение с Богом – не возможно. Однако это не значит, что они будут только наказаны и мучаться в геенне огненной. Добродетельные язычники, старающиеся поступать по голосу естественной совести, получат определенное облегчение и утешение от Бога, то есть получат милость от Бога, но не Самого Бога.
|