Вопросы и ответы: Общие вопросы
[01/10/2013] Максим спрашивает:
Мир Вам, отче! Как Вы решаете вопрос о границах Церкви? Действует ли Божия благодать вне Православия? Если да, то как?
Не секрет, что некоторые католики мыслят вполне по-православному, например, перешедший недавно к нам архим. Габриэль (Бунге), перешедший в православие. Важно, так как пишу диплом об этом.
И личное - что Вы считаете самым важным в монашестве? Готовлюсь к постригу.
Спаси Вас Христос!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Максим! Границы Церкви – понятие не географическое, политическое и национальное, а иерархическое и историческое. Церковь, в богословском, молитвенно-евхаристическом и мистическом аспектах – едина и неделима, а в иерархическо-организационной системе представляет собой ряд поместных церквей, связанных друг с другом молитвенно-евхаристическим общением. Это молитвенно-евхаристическое единство определяет динамичные границы Церкви. Первой ячейкой Церкви является община, где совершается Евхаристия. При этом община должна подчиняться Архиерею той Поместной Церкви, которая состоит в единстве с остальными поместными церквями, то есть в церковной полноте.
Не могу согласиться, что католик мыслит, а значит и чувствует по-православному. Одни и те же богословские термины, употребляемые православными и католиками, различаются по смыслу и содержанию друг от друга. Например, семантика термина «Церковь»: Православная Церковь по структуре соборная, католическая – монархическая. Но самое главное различие между католиками и православными – это мистический опыт богообщения. Об этом достаточно полно писали святые Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, к творениям которых вы можете обратиться. Вы так же можете просмотреть мою брошюру «Вызов новомодернизма», который выложен на сайте.
Что касается благодати, то она, хотя и едина, но имеет различные действия. Если под благодатью мы подразумеваем спасительную или совершительную благодать, то она действует только в Православной Церкви. Но призывающая или предваряющая благодать может действовать также в среде иноверцев, инославных и атеистов.
Считаю, что самым главным в монашестве является послушание, которое рождает смирение – основу всех добродетелей, и стяжание внутренней Иисусовой молитвы – сокровища монахов.
Помоги вам Господи.
|