Вопросы и ответы: Общие вопросы
[25/04/2012] Сергей спрашивает:
Батюшка, простите,- задам еще один вопрос. Сербская православная певица церковных песнопений Дивна Любоевич. Как относиться к ее творчеству?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей! Я не могу однозначно оценить творчество Дивны Любоевич. В наш век агрессии авангардистского искусства, увлечения рок музыкой и тяжелым металлом, наслаждения диссонансами, дегенерации и извращения вкуса, творчество Любоевич может рассматриваться как попытка реанимировать в душе народа чувство красоты, воплощенной в древние богослужебные песнопения. В этом смысле оно является положительным фактором. Но, с другой стороны, я имею два возражения.
1. Храм не место для концертов. Духовные песнопения составлены для богослужения, именно через богослужение открывается их мистическая глубина; а здесь происходит какая-то театральная подмена богослужения и, по моему мнению, возможно и ошибочного, десакрализация храма, подмена мистики эстетикой.
2. Такие концерты, устроенные в других местах, также представляют собой смешение священного с несвященным. Там отсутствует молитва – стержень песнопений и сами песнопения воспринимаются более односторонне, как удовлетворение эстетического чувства, хотя не лишено возможности, что и здесь содержится некое эхо православной мистики.
Я думаю, что церковное искусство нельзя оторвать от храма, сделать одним из музыкальных жанров для публичного исполнения. Я предпочел бы, чтобы древнехристианское пение возрождалось бы в самом храме и оставалось бы частью богослужения. Станут ли концерты Любоевич призывом для возвращения к мистической красоте православной литургики, или же средством дублирования богослужения для секуляризированного общества – безблагодатной формой? Не знаю.
Помоги вам Господи.
|