Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[01/07/2012] Дана спрашивает:
О. Рафаил, простите и благословите. С детства страдала неуверенностью в себе, неумением отстоять себя, иногда неуместной открытостью, излишней чувствительностью и ранимостью, мнительностью, излишней мягкостью и уступчивостью, уязвимостью перед чужой волей.
Неуверенность в себе приводила и всегда приводит к отрицательному отношению со стороны других людей, равно как и к неудачам во всех сферах жизни. Неуместная открытость приносит большой вред: не все, не всем и не всегда можно и нужно открывать, в том числе и в отношениях с мужем. С началом духовной жизни эти немощи постепенно открывались, а с ними открывался и корень зла - гордыня, тщеславие, человекоугодие и другие страсти.
Помогите советом как исправиться, как научиться защищать себя и другим не причинять вреда при этом, выработать духовно правильное отношение к жизни и к ближним. Простите за вопрос, наболело. Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дана! Слава Богу, что ваши немощи открываются вам: это действие благодати Божией. С собой надо бороться всю жизнь. Очищение души и обуздание страстей происходят постепенно и медленно. Эмоциональные порывы переменить свою жизнь, не подкрепленные дальнейшим трудом, бывают чаще всего кратковременными и бесплодными.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша – ее сразу не съешь». Святые отцы советовали выявить в себе главную страсть и сосредоточить все силы на борьбу с ней. Они говорили: «Чтобы убить змею, необходимо поразить ее в голову». Когда главная страсть будет несколько усмирена и взята под контроль, тогда надо переходить к борьбе со следующей страстью в том же порядке.
Имеется обширная аскетическая литература о борьбе со страстями, например, неоценимый сборник Добротолюбия, заключающий в себе опыт православных подвижников с древнейших времен.
Я считаю, что вам крайне полезно найти духовного отца и проводить жизнь под его руководством. Послушание быстрее, чем другие добродетели, приводит человека в состояние смирения. Смиренный не только защищен от ударов со стороны людей, но и другие оказываются защищенными от него, потому что смирение соединено с кротостью, потому что, когда надо противостоять злу и наказать человека, то смиренный бьет его не палкой, а цветком.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|