Вопросы и ответы: О семейной жизни
[15/02/2012] Igor спрашивает:
Здравствуйте о.Рафаил!
Постараюсь написать кратко и прямо, не прячась за лукавые, красивые слова. Уж простите меня.
Мне за 40, отцу за 60. Мой отец превратился в жалкое существо, не смотря на то, что окружен заботой и нашим нечеловеческим терпением. Он пьет много лет подряд, передышек в этом «увлечении» не бывает. Мы его клали на лечение, пытались кодировать, молились за него, разговаривали с ним, просили одуматься. Говорили со священниками, они советовали лечить.
Но можно ли вылечить того, кто не желает быть здоровым? На все наши старания помочь был ответ: «пил, пью и буду пить». И он так и делает. Превратился в бомжа по своему произволению, не моется, ходит под себя в сортир. Просьбы помыться и соблюдать хотя бы гигиену – всегда доводит до ссоры, и продолжает ходить в грязи. Хорошо хоть одежду дает стирать. Но из комнаты всеравно вонь, как из хлева со свиньями.
Иногда думаю, может, я что-то неправильно делаю, может его надо просто выкинуть на улицу? Ведь он уже и по виду и по мышлению – не человек. Он уже будто одержимый и находится в руках демонов-мучителей, будто они сидят на нем и двигают его членами, губами, языком, по крайне мере так видится. Иногда сидит и с кем-то разговаривает, невидимым, или видит того, чего нет.
А, может, я не так с ним разговариваю? Надо во всем с ним соглашаться, не ругаться, не одергивать его, не пытаться образумить? Не мешать ему жить, как он хочет? Может это и есть христианское смирение?
В чем Бог видит смысл его существования? Что Господь хочет от нас? Я не могу понять. В чем я и мои дети провинились перед Богом, что подвергает нас такому испытанию и не дает средств для исправления этой ситуации? Сколько нужно на отца еще положить сил и труда, оставляя главную заботу – это обеспечивать семью необходимым для жизни и дать детям образование?
Что с моим отцом? Он уже погиб? Труп? Разве он может еще одуматься и измениться? Если сейчас ему нет дела ни до внуков, ни до самого себя, ни до жизни вокруг него. Мне стыдно, что у меня такой отец. Но иногда, когда в его комнате долго тихо, становится страшно, не умер ли он. Сестра и я где-то очень глубоко все еще надеемся на что-то, хотя все остальные вокруг его ненавидят.
Все эти противоречивые чувства наполняют мое сердце, я не могу разобраться, что тут главное, а что незначительное. Не знаю, как поступить, не знаю, что ждет от меня Бог или что хочет происходящим сказать, мучаюсь и мечусь от одного к другому. Я отчаялся и не знаю что делать.
Простите за многословие, короче не получилось написать.
Помолитесь обо мне, чтобы Бог дал мне мудрости, терпения и любви моему опустошенному сердцу!
Спасибо Вам за терпение, что выслушиваете наши беды, и находите силы нам отвечать.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Игорь! Ваше положение действительно очень сложное и тяжелое. Подобные неурядицы в семье отнимают силы, необходимые для работы и воспитания детей. Но вы, с вашим отходчивым характером, если бы даже выгнали отца на улицу, то не спали бы всю ночь, и пошли бы искать его по всему городу, упрекая себя в нетерпимости. Вы представляли бы его мертвым, лежащим в какой нибудь канаве, а себя отцеубийцей. Даже если вы не выгоните своего отца и досмотрите его, то и тогда при вашей щепетильности будете мучиться за грубость, которую допускали по отношению к нему.
Думаю, что лучше потерпеть его и это терпение не пройдет даром, а станет хорошим примером для ваших детей – как нужно обращаться со своими родителями. На людей, особенно на юношей, больше действуют конкретные примеры, чем разговоры о нравственности. Так как ваш отец отравил себя алкоголем, то он не может остаться вполне нормальным человеком и на него надо смотреть как на больного – и физически и духовно больного. Но это не значит, что следует потакать его недостаткам.
Современные психбольные, теряя ум, сохраняют хитрость, и вашей слабостью будет пользоваться отец. Здесь надо найти какую-то среднюю правильную позицию: не оскорблять его, и, в тоже время, проявлять необходимую строгость, иногда даже применять меры принуждения. Помните о том, что ваш отец может в любой день умереть, поэтому поступайте с ним так, чтобы вас потом не мучила бы совесть. Нет ничего более тяжелого, чем укоры совести, особенно, когда положение уже нельзя исправить. Легче перетерпеть трудности, неприятности, лишь бы совесть была бы более или менее спокойной.
Уважение к отцу – человеку, через которого Господь дал вам земную жизнь – обязательно, это одна из главных заповедей Библии. Но уважать не значит соглашаться, а тем более потакать греху и ошибкам. Можно применить даже физическое принуждение, чтобы искупать его или убрать комнату, или заставить замолчать, когда он сквернословит. Почему Господь дает подобные испытания, мы не можем определить, но должны верить, что это горькое лекарство, нужное для спасения души.
Помоги вам Господи.
|