Вопросы и ответы: О молитве
[27/05/2012] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1. Правильным ли является сообщать человеку о том, что ты за него молишься? (Вот, допустим, мы и вам иногда пишем, что поминаем вас в молитвах.) Меня, когда я это кому-либо говорю, смущает чувство, что не столько информирую человека, чтобы как-то ободрить его, сколько выпячиваю себя. Лучше молчать о молитве, если конечно, тебя напрямую не спросят?
2. В чем разница между раскаянием и покаянием? Довелось прочитать, что Иуда хоть и раскаялся, но не покаялся...
Спаси вас Бог!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий!
1. Нужно разобраться в себе – из каких чувств и побуждений мы говорим человеку, что молимся за него. Если для того, чтобы ободрить его, показать, что он не оставлен своими братьями по вере, не дать ему впасть грех печали и уныния, то это допустимо. А если мы говорим из-за тщеславия, человекоугодничества или для того, чтобы показать себя в лучшем свете, чем мы есть на самом деле, то тогда мы уподобляемся фарисеям, которые напоказ молились на перекрестках дорог.
Могу сказать, что лично я испытываю радость, когда мне пишут, что молятся за меня, и тем самым оказывают мне действенную помощь. Особенно прошу молиться о моем зрении.
2. Раскаяние – это осознание своего греха. Оно переходит в покаяние, если человек просит у Бога прощения, надеясь на Его милость, и внутренне решается бороться с грехом.
Раскаяние можно сравнить с диагнозом болезни, а покаяние – с лечением. Иуда раскаялся, но не покаялся, не поверил в милосердие Божие и покончил жизнь самоубийством. Поэтому необходимо раскаяние соединить с покаянием.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|