Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[15/03/2012] Мария спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил! Нахожусь в тупике - читала книги, статьи про гордыню, и получается, что всё, что я делаю - из гордости и гордыни. Даже стеснение - из боязни, что меня не примут, не запомнят.. С детства и до сих пор - мне 30 лет - меня редко запоминают, знакомлюсь с людьми по 2-3 раза..

Приношу раз за разом на исповедь гордыню, и ничего не меняется, только еще больше понимаю, как глубоко это во мне. Ощущение, что никогда никуда от этого не денусь.. Что делать? Как бороться?

Надо ли упрямо талдычить молитвы? И плачу от этого уже, и ничего в душе не меняется: например, обидят или нагрубят - отгавкиваюсь. Если выходит себя сдержать - то думаю плохо о человеке про себя, ругаюсь в уме. Если удается заткнуть и мысль - то все равно отрицательные эмоции распирают.. я в тупике, помогите, Бога ради!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Мария! Есть пословица: «Где тонко, там и рвется». Не следует придавать слишком большое внимание мимолетным мыслям и чувствам, пугаться их и впадать в уныние. Гордость до конца победить или искоренить мы не можем. Как нет лекарства от смерти, так нет средства, которое могло бы сразу уничтожить, как бы испепелить нашу гордость.

Но как имеются лекарства, которые продлевают человеческую жизнь и помогают бороться с болезнями, так есть духовные средства в борьбе с гордыней. Вы можете прочитать об этом во 2-ом томе Добротолюбия, где указан перечень главных человеческих страстей и стратегия борьбы с ними.

Не все мы делаем по гордыне, иначе человек был бы демоном. Но гордыня пребывает в нас, и просачивается в то доброе, что делает человек. Однако из-за этого не надо бросать добра, а продолжать делать его и в тоже время упрекать себя за гордость и тщеславие. Не надо требовать от себя слишком многого, - того, чего добились подвижники многолетними трудами и, в тоже время, нельзя впадать в уныние и нерадение, как бы опустить руки, а стараться определить мер своих сил.

Вы употребляете странное для верующего человека выражение - «талдычить молитву». Молитва – не заговор, который произносят и повторяют, не понимая его смысла, и не медитация, а обращение к Богу за помощью; она должна быть разумной и сознательной. Механическая молитва – уже не молитва; там нет главного – чувства присутствия Бога.

Когда вас оскорбят, нужно силой воли втиснуть в свою душу мысль: «Этот человек лучше меня», тогда пропадает желание защищать неизвестно от кого свое ложное достоинство.

Истинное достоинство христианина в том, что он – образ Божий, и это достоинство не может отнять у него никто и ничто, кроме собственного греха. Если вы возьметесь за 2-ой том Добротолюбия, то обратите особое внимание на изречения из творений святого Иоанна Кассиана. Советую вам выписать на листок его руководства для борьбы с гордыней и проверять каждый день, как вы боритесь с этой страстью.

Я считаю, что вы неверно отождествляете три состояния души: 1) когда человек включается в эмоциональное поле своего противника и отвечает в такой же форме, как и он – бранью на брань, оскорблением на оскорбление; 2) когда человек уязвлен обидой, болезненно переживает ее, но не отвечает тем же, а молчит; 3) когда он заглушает в себе мысли, а только сердце его неспокойно – это далеко не одно и тоже.

Преподобный Иоанн Лествичник описывает три спасительных состояния человека: первое, человека оскорбили, он вознегодовал, но смолчал, запер свой гнев как скорпиона в сосуде, где тот, без воздуха и пищи, издохнет сам собой.

Второе, человека оскорбили, и он обрадовался, что за это получит от Бога прощение каких-то своих грехов.

Третье, человека оскорбили, и он огорчился за то, что стал причиной для расстройства и греха другого.

Если второго и третьего состояния мы не достигли, то, по крайней мере, будем упражняться в первом, и за труды наши Господь постепенно укротит наши гневные помыслы. У вас какой-то ригоризм: или все, или ничего. В духовной жизни так не бывает.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша, сразу ее не съешь». Лишь бы вы начали бороться со своими страстями, и если в этом состоянии застанет вас смерть, то надейтесь, что благодать Божия восполнит недоконченное.

Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили