Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[16/01/2012] Анастасия спрашивает:
Здравствуйте, отче! Известно, что сейчас Русское женское Православное монашество находится не в самом лучшем состоянии.
Подскажите, пожалуйста, знаете ли Вы лично хороший женский монастырь? Очень хочется в монастырь, но не хочется ошибиться и искалечить себя и физически, и духовно.
Что Вы можете посоветовать? Спаси Бог.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анастасия! Мы, как люди, даже в монастыре, нуждаемся во внешней поддержке, и для нас имеет большое значение духовная среда, в которой мы находимся. Но, все-таки, самое главное для монашеской жизни – это сам чеоловек.
Прежде чем поступить в монастырь, надо осознать, что мы хотим получить в монашестве, что нам необходимо оставить за стенами монастыря, какой труд и подвиг предстоит нам. В монастыре будут хлопотные послушания; будет казаться, что у нас отнимают силы и время от молитвы, демон будет показывать игуменью жестокой, благочинную глупой, а сестер духовно непросвещенными и завистливыми. Надо быть готовым пройти через огненное испытание, когда выворачивается наружу вся изнанка души.
Необходимо помнить, что монашество это отречение от мира, и не вносить мир, с его страстями и привычками, с его понятиями о добре и зле, достоинстве и унижении в монастырскую келлию. Там эти змеи начнут кусаться более яростно, чем в миру. Нужно отказаться не только от явных грехов, но и от душевных пристрастий, от чтения светских книг, от мирского искусства, проникнутого эмоциями и возбуждающего воображение и т.д. Если не откажетесь от лгущих красивостей этого мира, то не сможете бороться с унынием. Монах – значит один, единый; в монастыре надо быть одному и не прилепляться к другим, иначе наколетесь на скрытые колючки.
Надо войти в свое сердце и быть одному с Богом, надо умереть для внешнего, не тщеславиться своими делами и талантами и не унывать от трудов. В монастыре возникает искушение: человеку кажется, что, если бы он меньше трудился, то у него было бы больше свободного времени, которое он мог бы употребить для молитвы. Однако опыт показывает, что от излишка свободного времени пробуждается не молитва, а страсти, в какой-то мере заглушаемые трудами, и человек вместо молитвы начинает тайно удовлетворять в мечтаниях свои страсти, особенно похоть.
Надо не избегать послушания, а при всех обстоятельствах и послушаниях стараться приобретать Иисусову молитву. Возможно, что это будет не сразу благодатная, а трудовая молитва, требующая усилия воли и долгого навыка. Из книг человек теоретически узнает о тех состояниях молитвы, которые испытывали подвижники, и сравнивая со своим состоянием, считать, что даром живет в монастыре. Но не надо унывать – это также милость Божия: быстро получив, человек возгордился бы и от этого потерял бы и то, что имел.
Мне кажется, что вначале вам надо найти опытного духовного отца, некоторое время побыть в послушании ему, потом, с его благословения посетить монастыри, и где почувствуете родное для себя, побыть некоторое время, исполняя послушания, при этом испытывая саму себя и наблюдая за собой. Теперь монастыри находятся в таком состоянии, о котором вы мягко выразились – «надо желать лучшего». Но виноваты ли в этом только игуменьи и духовники, не виноваты ли в большей степени и сами насельники? Надо не забывать, что поступить в монастырь – это решиться на самоотверженный подвиг: идти к Богу по раскаленным углям.
Помните, что если вы не отбросите все мирское, то вам будет трудно в монастыре, как человеку, который с мешком камней за плечами, хочет забраться вверх по крутому склону горы.
Помоги вам Господи.
|