Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 220
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви



[03/04/2011] иерей Константин Акульшин спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил! Я как священник очень неопытный. Прошу вашего совета. Сейчас много людей принимают Таинство Крещения, не зная Православной веры, не имея осознанной веры в Господа нашего Иисуса Христа, не посещая богослужения и т.д. На одну, максимум две, огласительные беседы они еще придут (и то не все). Чтобы они регулярно посещали богослужения до Таинства Крещения - это практически невозможно (за редким исключением).

Надо ли крестить таких людей? Надо ли крестить детей таких людей, когда и крестные - люди невоцерковленные?

После принятия Таинства Крещения начинают свое осознанное воцерковление считанные единицы. Сомнения есть, потому что сам крестился неосознанно, и только потом, через несколько лет, по милости Божией, обратился ко Христу.

Спаси Вас Господь!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Отец Константин! То, что вы пишете – правильно, но, к сожалению, в наше время на деле мало исполнимо. В древние времена существовали особые катехизаторские школы не только в столичных городах, но и при храмах. Теперь только ектенья оглашенных на литургии напоминает нам о существовании в прошлом подготовительного училища, для готовящихся принять крещение. Затем, в средние века, в приходах организовывались духовные школы для детей, которых обучали грамоте, а также основам вероучения. Обычно педагогом такой школы был сам священник или диакон.

В христианских странах, в том числе дореволюционной России, Закон Божий был обязательным предметом для православных учеников и студентов. Революция смела все это. Теперь возрождение Церкви и духовного образования похоже на восстановление города после разрушительного землетрясения. Не меньшим несчастьем, чем ликвидация духовных школ, послужило планомерная и жестокая дехристианизация народа. Раньше в семьях дети учились христианству, существовали семейные традиции совместной молитвы, чтение духовных книг, а теперь сами дети напоминают родителям о Боге, а то и учат их, христианству.

Отец Константин, надо помнить, что Бог не требует от человека, что выше его сил. Нам нужно стараться сделать то, что возможно в наших реальных условиях, хотя бы это далеко отступало от идеала. Нужно стараться проповеди посвящать вопросам катехизации и проводить беседы в определенные дни. К счастью, в настоящее время, стала доступной духовная литература и ей практически может пользоваться каждый человек. Нужно призывать прихожан читать эту литературу и стараться передать ее содержание детям и другим членам семьи.

Хорошо иметь библиотечку катехизаторской литературы при храме. Надо распространять напечатанный Символ Веры с короткими комментариями, а также десять заповедей и девять блаженств. Следует убедить прихожан в необходимости выучить наизусть Символ Веры и несколько самых необходимых молитв и позаботиться, чтобы эти молитвы знали дети.

Надо на исповеди кающимся давать как епитимию обязательное изучение Евангелия и молитв. Надо сказать, что у нас неправильное отношение к епитимии: одни священники считают их ненужным, а другие смотрят на них как на наказание. На самом деле епитимия это врачевство, связанное с трудом и самоограничением, которое привлекает к грешнику благодать Божию.

Насчет крещения детей, родители и крестные которых сами невоцерковлены. Карфагенский Собор категорически утверждает, что детей необходимо крестить. Если ребенок по вине священника останется некрещеным, то священник будет виновником в его духовной смерти – вечного отлучения души от Бога. Таинство Крещения настолько необходимо для спасения, что в случае отсутствии священника, умирающего младенца может крестить мирянин, произнеся формулу крещения. Необходимо объяснить крестным об их обязанностях – воспитывать ребенка в православной вере. В случае отсутствии крестных, сам священник может взять на себя обязанность крестного отца.

Старцы говорили, что чем раньше крестят ребенка – тем лучше, чем раньше начинают поливать молодое деревцо – тем лучше оно растет. Вы сами привели пример из собственной жизни о том, что ваше воцерковление произошло через несколько лет после крещения. А если бы вы не крестились, кто знает, привела ли благодать Божия вас в церковь?

Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили