Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[31/05/2011] Юрий спрашивает:
Отец Рафаил, что будет, если человек откажется принять то, что Бог предназначил ему изначально - оно пройдет мимо него, или все таки тем или иным образом будет "дано в руки" как не бегай?
Для примера приведу разговор преп.Серафима Саровского с Мотовиловым. Он хотел посвататься к одной из девушек для брака, но преп. Серафим ответил ему, что это "не та самая", а невеста предназначенная ему Богом еще совсем мала. Если бы Мотовилов отказался ждать эту невесту, стараясь жениться на другой или вообще решил попытаться стать монахом, то эта предназначенная Богом жена "прошла бы мимо него" или, по любому, все сложилось бы так, что он бы на ней рано или поздно женился?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Промысл Божий не связывает свободной воли человека. Бог предвидит поступки, которые совершит человек, но дает возможность развития добра и зла. Иначе свободная воля была бы фикцией, а добро необходимостью, то есть уже не добром. У некоторых подвижников был дар прозорливости и они могли знать будущее и открывать людям волю Божию.
Обильными дарами благодати Духа Святого обладали преподобный Серафим Саровский и Амвросий Оптинский. Но теперь «оскуде преподобный». Может быть, есть прозорливцы, но они прячут себя от мира. Старцы сказали о нашем времени, что надо искать не прозорливых, а благочестивых.
И прозорливость прежних подвижников входила в промысл Божий, и отсутствие или скрытость таких старцев в настоящее время также входит в промысл Божий. Промысл Божий мы не можем нарушить уже потому, что не можем знать его.
Поэтому нам надо стараться жить по Евангелию, а не искать ключа от запертого ящика. Хотя промысл Божий для нас неизвестен, однако мы можем постараться поступать согласно ему, соблюдая следующие условия: первое, проверять свои поступки и планы через заповеди Священного Писания; второе, быть откровенным со своим духовным отцом и брать у него благословение на всякое дело; третье, регулярно посещать богослужения и руководствоваться церковным уставом в своей жизни, четвертое, молиться о том, чтобы Господь внушил, как поступать по Его воле; пятое, бороться со страстями, которые противятся действию благодати, и хранить свою совесть в чистоте; шестое, стараться стяжать в сердце непрестанную Иисусову молитву. Тогда наша воля приблизится к воле Божией.
Помоги вам Господи.
|