Вопросы и ответы: Общие вопросы
[07/05/2011] Александр спрашивает:
Уважаемыей отец Рафаил.
Мой прадед был народовольцем. Родственники рассказывают, что он даже находился под арестом в Петропавловской крепости, как один из членов народовольческой подпольной организации и что во времена Советского Союза там была его фотография в одном из казематов и экскурсовод рассказывал о деятельности его группы. Группа вроде бы была террористической.
Его дочь, моя бабушка, как выяснилось теперь была верующая, но скрывающая свою веру в те времена, так как была замужем за коммунистом, моим дедом. Дед прошел всю войну, всю жизнь как и бабушка честно работал с утра до ночи (много).
Вторая его дочь работала в ЦК КПСС в 50-60 годы инструктором по промышленности Урала. Рассказывают, что была женщина необыкновенно доброй души.
Его сын тоже прошел всю войну, участник-ветеран ВОВ, слава Богу сегодня жив. Тоже всю жизнь честно трудился обычным рабочим на ЗИЛе. Для него слово – РОДИНА не просто звук.
Сам же прадед был высококлассным механником, инженером тоже честно трудился и умер во время ВОВ в Москве, куда его перевели как большого специалиста механника.
Мне очень жалко прадеда за его вероотступничество, богоборство, противодействие царю. Я не знаю с какими взглядами и мыслями он жил последние годы и умирал. Знаю, что долг рабочего человека, инженера, все свои знания и опыт он отдавал Родине. Я даже его считаю заблудшим и обманутым (как и многие коммунисты), шедшими за лозунгами, а на деле искренне считали, что их труд нужен Родине. И когда вставал вопрос: погибнуть на фронте за Родину или выйти на работу во вторую смену бесплатно, никто из них не считал, а сколько им за это заплатят.
Можно ли разделять коммунистов по этим признакам?
Я тоже был коммунистом, и вступал в партию молодым 18-летним, честно скажу, во все это верил, и у меня был азарт и рвение изменить все к лучшему для народа. Именно для народа. Я не думал о политике, а думал только о честном коммунистическом отношении к труду. Правда моей этой веры хватило где-то на полгода, когда я первый раз от скуки уснул на партсобрании. А уж потом по инерции 11 лет «прослужил» в партии, и в 89 году вышел со скандалом в одной известной московской научной организации.
Но я то успел прозреть и прийти к покаянию. Можно ли и как мне молиться за своих предков коммунистов? Ведь вероятнее всего они не успели прийти к покаянию. А вроде бы прожили многотрудную, героическую, трудовую жизнь.
С благодарность за возможность общения с Вами, за Ваши труды и помощь всем желающим разобраться в себе, в своих мыслях и поступках. Прошу Ваших молитв о моем вразумлении. Спаси Вас Господь.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр! Вера (речь идет о Православии) отличается от неверия тем, что открывает перед человеком бесконечные просторы вечной жизни, притом, не вечного существования, а именно вечной жизни, как богообщения.
Атеисты, в том числе народовольцы (я говорю об их общей идеологии), думали только о временном и земном. Вера и Церковь представлялась им помехой для достижения их цели –изменить социальную и политическую структуру государства, и тем самым создать предпосылки для счастливой жизни народа. Поэтому революционеры, в том числе и народовольцы, относились к вере враждебно, как к предрассудку, который надо уничтожить, а заодно священство и монашество – его главных носителей.
Поэтому ваш прадед, не веря в Бога, боролся с Богом. Личность и идеология, хотя и определяют друг друга, но не ограничивают одна другой, поэтому у части революционеров могли быть добрые качества души и характера. Многие из них проявляли самоотверженность и отвагу, но у них не было основы добра: без корней дерево некоторое время еще живет, питается запасом внутренних сил, но затем засыхает. То же с атеистами, которые верили не в Бога, а в человека – в самих себя.
Ваш прадед не мог не видеть, во что вылилась революция, не мог не знать о репрессиях, которым подвергались миллионы людей, в том числе и сами революционеры. Если говорить о героизме, преследующем ложную цель, то диавола тоже можно назвать «героем» борьбы с Богом; так представляли его революционеры, разумеется, видя в нем аллегорию, а не действительное существо.
Вечная жизнь – в Боге; душа вашего прадеда оказалась без Бога – в «дурной» вечности, однако этот вопрос не решается так просто. Вы говорите, что у вашего прадеда и других родственников – коммунистов старшего поколения были добрые качества и отдельные справедливые поступки. А добро не пропадает перед Богом; оно облегчает загробное бытие человека, но, разумеется, не может соединить душу с Тем, Кого она отрицала на земле.
За добро человек получит некое облегчение и утешение, но это не может возвратить Того, Кого он отверг, и то, что он потерял.
Чем вы можете отчасти помочь вашим предкам? Прежде всего, в созидании того, против чего они боролись. Революция хотела создать не только новый строй, но и нового человека – антихристианина. Поэтому облегчением для ваших предков будет ваша христианская жизнь и церковное самосознание.
Найдите возможность служить делу христианства, которое в значительной степени было повреждено поколениями революционеров. Если есть возможность, то участвуйте физически или материально в восстановлении храмов, которые были разрушены чугунным катком революции и постреволюционным террором. Вы можете в домашней молитве просить, чтобы Господь облегчил участь ваших предков, однако предоставляя это воле Божией.
В общем, старайтесь участвовать по мере сил в восстановлении тех духовных и нравственных ценностей, которые так «геройски» разрушали революционеры.
Помоги вам Господи.
|