Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[21/05/2011] Анна спрашивает:
о. Рафаил, благословите!
Я сочиняю музыку. Мне сказали, что у меня талант есть и что нужно готовиться поступать на композиторское отделение. Я работаю поваром в храме и живу при храме, но на службу очень тяжело попасть (из-за того, что я каждый день в это время готовлю трапезу). А когда побыстрей освобожусь - стараюсь заниматься, хотя все равно мало времени на занятия получается.
Хочу развить свой талант для Господа и собрать Ему шкатулку с моими сочинениями, а на молитвенное правило и на службы ни сил, ни времени не хватает. Значит, я делаю не Богоугодное дело? Посоветуйте, как поступать в таком случае.
Спаси Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анна! Я не уверен, обязательно ли для композитора духовной музыки поступить на композиторские курсы. Ведь там преподается, в лучшем случае, классическая музыка – область души, а не духа. Эта музыка в своих мелодиях, ритмах и созвучиях отражает страстные чувства, и если она врывается в храмовое богослужение, то мешает молитве, направляет душу не к небу, а земле, дает не духовное, а эстетическое удовлетворение.
Структура и язык мирской музыки иной, чем духовных гимнов. Даже в нотной системе нельзя полностью воспроизвести мелодии древних распевов; для этого была нужна другая знаковая система, более глубокая, чем нотная. В светской душевной музыке иное мироощущение, иное дыхание.
Невозможно в художественной академии сделаться иконописцем, так как в картине и иконе разные методы отражения тех реалий, с которыми встречается художник. В картине и иконе разные перспективы, различное состояние изображаемых лиц, а музыка еще более непосредственна, чем икона.
Я боюсь, что вы можете ошибиться, спутав духовное ощущение от молитвы и аскетических подвигов, с выражением своих личных душевных чувств и переживаний. Многие выдающиеся художники брались писать иконы, и как будто в это время талант покидал их: выходила какая-то искусственная, вычурная стилизация. Многие светские композиторы пытались писать церковную музыку, но она не шла ни в какое сравнение с монастырскими напевами.
Чтобы стать духовным композитором, надо стать духовным молитвенником; чтобы услышать голос неба, надо заглушить крики своих страстей. Хорошо, что вы прошли какую-то школу церковного послушания и работаете поваром при храме.
Преподобный Феодор Студит, утешая монастырского повара за то, что тому часто приходилось пропускать церковные службы, сказал дерзновенные слова, что если повар будет безропотно и усердно исполнять свое послушание, как службу Самому Богу, то его вечная награда будет не меньшей, чем награда столпников и затворников.
Я боюсь, что учеба в консерватории внесет в вашу душу дополнительную страстность; впрочем, мои слова только предостережение. Посоветуйтесь с людьми, опытными в духовной жизни и имеющими музыкальное познание, именно познание, а не образование, например, с регентами монастырей, где нет духа модернизма и оперных арий. Спросите их мнения о ваших произведениях и молитесь, чтобы Господь определил ваш выбор.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|