Вопросы и ответы: Общие вопросы
[23/06/2011] Маргарита спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил!
В народе говорят, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Я на своем примере убедилась, что это так. Если поможешь человеку в чем-то существенном, то следствием обычно бывает или черная неблагодарность, или неприятности, или даже болезни.
Эзотерические учения объясняют это просто: "ничто не делай бесплатно, каждая услуга должна быть оплачена, тогда и неприятностей не будет". Но христианство выступает за бескорыстную помощь. Почему же "в награду" за помощь, жертву (любую - временем, деньгами, усилиями и т.д.) человек получает "ответный удар", иногда довольно болезненный?
Я, например, уже избегаю оказывать людям бесплатную помощь, потому что не раз страдала за это. Объясните, пожалуйста, механизм такого явления с христианской точки зрения.
С уважением Маргарита
Архимандрит Рафаил отвечает:
Маргарита! Господь сказал, что милость, которую мы проявляем к нуждающемуся человеку, Он примет как сделанную Ему – в этом состоит главная награда для христиан. Надо видеть в каждом человеке, даже в самом грешном, образ и подобие Божие. Господь обещает дать в награду за благодеяния вечную жизнь – какая еще дополнительная награда вам нужна?
Большая честь и счастье сделать добро Христу через человека. Любая ответная благодарность от тех, кому вы помогли, будет только ничтожным довеском к награде, обещанной Богом. А мы, сделав немного для человека, уже ждем отдачи, благодарности, и смотрим на него, как на неоплаченного должника, который забывает вовремя отдать нам заем. А не получая этого, возмущаемся, беспрерывно вспоминаем, что мы сделали для него бесплатно, что отдали, в чем потрудились, а он не благодарит нас при каждой встрече и не предлагает своих услуг.
Тогда мы начинаем думать, что напрасно сделали милостыню – наш дар оказался неоплаченным; а ведь если мы сделали доброе дело в надежде, что человек ответит нам тем же и отдаст больше, то это уже не милостыня, не добро, а только расчет и сделка. Да, действительно, нередко бывает, что человек отплачивает за добро явной неблагодарностью, потому что ему трудно общаться с нами в роли должника, и он хочет освободиться от нас, и иногда идет на конфликт, непонятный для нас. Но и здесь есть промысл Божий.
Святой Иоанн Златоуст пишет, что если ты сделал добро, а в ответ получил зло, то твое добро и награда от Бога удвоились. А если мы за добро, сделанное человеку, от него получим взамен добро, то счет погашен, мы ничего не пожертвовали: одной рукой дали, второй взяли.
Надо еще помнить о существовании темной силы, которая старается мстить за добро разными способами. Но что стоят все козни врага, по сравнению с вечными благами, которые обещал Господь: «Блажены милостивии, яко ти помилованы будут» - помилованы на Страшном суде. Господь заповедовал делать добро по возможности тайно, и забывать о нем.
Как часто человек, сделавший какую-то милостыню, не может забыть о ней, и в своих мыслях, а иногда в словах, кудахчет как курица, которая снесла яйцо. На самом деле, ему в глубине души жалко потраченных денег или подаренных вещей. Таков парадокс: получив все и саму жизнь от Христа, мы жалеем сделать что-нибудь для Христа в лице стоящего рядом с нами человека.
Помоги вам Господи.
|