Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[22/06/2011] Екатерина спрашивает:
Отец Рафаил, спаси Вас, Господи! Прошу Ваших молитв и благословения.
Простите меня за эклектичность моих вопросов, но для меня сейчас это единственная возможность получить ответ от православного священника, т.к. сижу дома с маленьким ребенком, нет возможности посещать храм...
1) Мои два ребенка пока (к сожалению, и к великому моему стыду) не крещены. Есть одна проблема: я хочу, чтобы крестной мамой для них стала одна знакомая мне женщина, но я очень робею к ней обращаться, поскольку боюсь ее отказа. Для меня ее отказ будет огорчением. Получается, что "и хочется, и колется"... Правильно ли я поступаю, и не является ли это проявлением моей гордости?
2) Как-то, в одном из православных источников, мне попадалось понятие "домашняя страсть" (т.е. наиболее "привычная" для человека страсть или грех). Эти свои страсти я знаю, каюсь в них периодически, а они снова и снова меня настигают, вплоть до отчаяния. Есть ли какой-то специальный чин, или какое-либо правило избавления от этих страстей? (понимаю, что вопрос наивный, но в данный момент испытываю особую трудность, поскольку эти страсти меня одолевают)
3) Я уяснила Ваше отношение к декадентам и модернистам... Но что делать, если мне со школьной скамьи очень нравятся поэты С.Есенин и А.Блок? Это неправильно для православной? С этим нужно бороться?
В школьные годы я особо не вникала даже в суть того, что это за "черный человек", что за образы... Мне скорее нравилась музыка их поэзии, их слог. Прочитав Ваши статьи, засомневалась, имею ли право на симпатию этим авторам...
Простите мою многословность. Заранее благодарна за ответ. Желаю Вам здоровья! Благослови Вас, Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Екатерина! 1. Я думаю, что вам надо попросить вашу знакомую стать крестной для ваших детей, но не настаивать на этом и не обижаться, если получите отказ. Нередко отказываются быть крестными не из-за негативного отношения к родителям, а из-за чувства ответственности, которую крестные должны брать на себя. Поэтому приготовьтесь спокойно принять как согласие, так и отказ.
2. Под «домашним бесом» подразумевается страсть, которая находится в нашей природе, например, блуд. Поэтому даже когда мы не испытываем прилива страстей и нам кажется, что в душе все спокойно и мирно, не следует доверять этой «бесстрастности», а всегда ожидать возможной вспышки страсти, как отправляющиеся на корабле в ясную погоду не должны забывать о возможной буре и быть наготове.
Есть страсти, которые не являются природными и врожденными, а пришли извне, например, страсть сребролюбия, то есть жадность и скупость. С ней не рождается человек, он принимает ее впоследствии. О борьбе со страстями прочитайте во втором том «Добротолюбия».
3. Что касается вашей симпатии к музыке декадентских стихов, то в фашистских лагерях смерти оркестр исполнял «танго смерти», под звуки которых узников отправляли в душегубки. Так что есть музыка жизни и музыка смерти. Есенин писал: «Тело, Христово Тело, выплевываю изо рта». Мне его жалко, но симпатию испытывать не могу. Блок в поэме «Двенадцать», которая прозвучала как эпилог его жизни, люцифера – гения революции – кощунственно наименовал Христом.
Я советую вам прочитать произведение великого византийского мистика преподобного Симеона НовогоьБогослова «Божественные гимны», в котором воплощена поэзия не страстей, а духа.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|