Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[27/04/2011] Александр спрашивает:
Благословите, отец Рафаил.
Конфликт на работе с руководством на почве их хамского поведения, на почве их не профессионализма (не только с моей точки зрения), на почве перекладывания ответственности с себя на других, на почве их разбазаривания госсредств. Вот это все свалилось на меня с началом поста. Написал заявление об увольнении, но меня заставляет задуматься сожаление о том, что налаженное дело будет разрушено, о сослуживцах-подчиненных, в конце концов о том, что с работой трудно сейчас, а семью кормить надо.
Голова вся в постоянных мыслях, тревожности, волнении. Замечаю, что во время молитвы, веду переговоры и пикируюсь с оппонентами, представляя себе картины завтрашнего дня или предстоящего совещания. Заснуть не могу спокойно, все в думах пребываю. Мне очень не комфортно там работать с этими людьми, но на сегодняшний день пока альтернативы нет.
Как понять, где грань между смирением и терпимостью, с одной стороны, и подхалимажем, лизоблюдством, лестью и собачьей покорностью с другой?
Спаси Вас Господь за Ваши труды, прошу Ваших молитв о вразумлении меня и моих оппонентов.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр! Старайтесь по возможности быть объективным и справедливым. Поступая по правде, человек держится за край Хитона Христа и Господь не оставит его ни при каких обстоятельствах.
Думаю, что самому не надо уходить с места службы, но и не быть слишком привязанным к ней. Если будет воля Божия, чтобы вы ушли, то вас они сами уволят. Смиряться не значит соглашаться с несправедливостью, а внутренне считать себя достойным наказания Божия через людей. Одно внешнее смирение может незаметно привести человека к лицемерию. Многих смиренных людей мир считал гордецами за то, что они не следовали его обычаям; а артистов и притворщиков смирения хвалил, как подвижников, победивших свою гордыню и ставил в пример.
Вы спрашиваете: «…где грань между смирением и терпимостью, с одной стороны, и подхалимажем, лизоблюдством, лестью и собачьей покорностью с другой?». Грань – в намерениях и целях; смирение имеет в виду заповедь Божию, а подхалимаж и лесть – выгоду для себя и устройство своих земных дел.
Смирение основано на правде, а лицемерие – на лжи. Смирение соединено с надеждой на Бога, лицемерие – с надеждой на человека.
Что касается «собачьей покорности», которую вы сравниваете с подхалимством, то в данном случае, мне кажется, что вы несправедливы к собаке. Пес искренно привязан к своему хозяину, а подхалим не любит того, перед кем он льстит и готов при случае предать его.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|