Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[18/06/2005] Андрей спрашивает:
О.Рафаил,
у меня серезний вопрос,прошу вас ответить на него.
1)Можно ли поминать атеистов и еретиков В Церкви если они были крещены?Насколько я знаю есть две точки зрения на этому вопросу.Бабушка моего друга была крещена в православии,однако к старости перешла в секту(ЦХ).Моему другу было сказано,что само по себе крещение вечно пребывает с человеком вечно и может облегчит страдания в аде.Как пример 2ая книга Маккавейская,где в Иерусалимском храме поминали иудеев язычников лишь потому что те были обрезаны.Подобные примеры встречаются также из истории Церкви, напр.царь Тряон был помилован по молитвам Св.Григория,Папы Римского и был крещен в его слезах.Еще читал ответ на вопрос одной женщены,чей отец или муж был крещен в Церкви,но,по видемому, был неверущим,но поминается в Церкви наравне с воцерковлеными людми.За таких личностей как Толстой,Ленини т.д Церков не молится,значит ли это,что лишь официальная анафема (excommunicatio omnimoda sive major)произнесённая на опред.личность может "стереть" благодать крещения и прервать молитвенное прошение о человеке?
В Христе Очень прощу ответить
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Андрей! Господь сказал: «Кто близь Меня, тот близь огня». Таинства Церкви – это огонь, который несет собой жизнь и смерть. Апостол Павел прямо пишет, что недостойно причащающийся часто умирает, очевидно, как свидетельство, что таинство требует благоговейного отношения. Худший вид атеистов это крещеные безбожники; само крещение будет обличать их на Страшном суде. Иезуиты считают, что таинства действуют помимо личности человека, и даже против его воли. Они думают, что если три раза облить мусульманина, проходящего под окном дома, где находится иезуит, то мусульманин будет крещенным, сам не подозревая об этом. Книга Маккавеев относится к неканоничным книгам, она назидательна, но не решает вероучительных вопросов, как канонические книги. Фарисеи считали, что все евреи в конце концов спасутся по молитвам Авраама, Исаака и Иакова. В древних житиях Григория Двоеслова написано, что Траян был освобожден от адских мук по молитвам святителя, а крещение в слезах это метафористический образ, внесенный в пересказ жития английским монахом в десятом веке, который признавался, что он слышал, а не читал об этом эпизоде от человека, который также слышал этот рассказ. У преподобного Иоанна Дамаскина в книге «Точное изложение православной веры» есть выражение «крещение в слезах», но под это он подразумевал покаяние, которое обновляет действие благодати крещения. Благодать крещения не стирается, но становится грозным обличением того негодного раба, которому было дано многое. Анафема подтверждает отлучение – отпадение человека от Церкви, которое он уже совершил сам. Молитва о усопших приносит пользу тогда, когда они еще нравственно не определили себя в сторону добра и зла, нот принадлежали Церкви, и каялись в своих ошибках.
|