Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[17/06/2005] Георгий спрашивает:
Уважаемый о. Рафаил! У св. Кирилла Александрийского есть такие слова: «…благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния не для того, чтобы возбуждения эти овладевали (Им) и шли далее, как это у нас, но, чтобы, побежденные силою Слова, прекращались, с преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее и Божественное состояние. Таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе, как начатке, природа человека возводилась в обновление жизни». (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 12, 27-28, т. XVII)Как понимать преобразование природы в некое лучшее и Божественное состояние, если человеческая природа Христа была божественной по ипостасному соединению т.е. обожена с момента Боговоплощения? Как происходило исцеление и что во Христе исцелялось? Ведь святые отцы не принимали теорию поступательного обожения природы во Христе,а "преобразование природы в некое лучшее и Божестенное состояние" выглядит как процесс совершенствования.Спаси Вас Господи.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Георгий! Эта цитата святого Кирилла отличается некоторой темнотой, а именно: человеческая природа во Христе недостаточно дифференцирована от некой абстрактной человеческой природы. Во Христе возбуждались человеческие чувства, присущие Адаму до грехопадения, но после грехопадения естественные чувства разделились, деформировались, разрушили прежнюю гармонию тримерии (если угодно, диомерии) человеческой души. Христос, взяв неповрежденную природу, сохранил в ней свойства Адама, дабы быть подобным нам. Возвращение к первому Адаму было преобразованием человеческой природы во Христе, но это вовсе не являлось процессом самосовершенствования, а изначальной данностью. Однако, чувства, присущие Адаму, были преобразованы в Христе через соединение природ, и поэтому получили свое совершенство, которое святой Кирилл не вполне точно назвал «Божественным состоянием». Христос заменил нас на Кресте, и в этом смысле освящение плоти стало неотъемлемым компонентом спасения человека. Но без искупления и замены обоженная плоть Христа, с Его человеческой душой, осталась бы внутренней жизни Его ипостаси. И только Голгофская Жертва и нисхождение Духа Святого способны исцелить человеческую плоть, чтобы мы стали подобными Христу, только с той разницей, что Его плоть была изначала безгрешна и совершенна, а мы, через приобщение к ее безгрешности, вступаем в процесс исцеления. Преобразование природы во Христе происходило не в Его ипостаси, а в нашей природе, замененной Жертвой Христа, в которую (в Жертву) мы должны войти через веру и таинства Церкви. P.S. Надо сказать, что у раннего Афанасия и Кирилла временами проявляются образ платонической общей идеи, хотя бы как метафоры.
|