Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[01/04/2011] Алексей спрашивает:

Благословите, Отче.

Насколько зло способствует продвижению человека в деле спасения своим противодействием и причинением ему страданий в земной жизни?

Является ли зло, исходя из этого, промыслительным?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Адам был создан безгрешным. Его воля была устремлена к добру, а зла реально не существовало, оно было только возможностью, поскольку свобода воли подразумевает свободу выбора. Адам мог не совершить грехопадение, а восходить от благодати к благодати через послушание воле Божией. Поэтому зло не было обязательным условием для его совершенствования. Зло не родилось и не началось в самом Адаме, оно было привнесено извне демоническим искушением. Но когда свободная воля Адама склонилось ко злу, то оно стало внутренним фактором и состоянием его последующего бытия и перешло к его потомкам.

Господь в раю дал Адаму первую заповедь: «Храни и взращай». Это буквально означает: храни Эдем – этот чудный сад, место обитания первозданной четы; а в духовном смысле: храни благодать в своем сердце – внутреннем Эдеме, и возрастай в ней. После грехопадения положение изменяется. Теперь человек должен бороться со злом, как внешне, так и внутренне. Он разорвал союз с Богом и попадает во власть сатаны. Человек болен грехом, но он не духовный труп, как падший ангел; в нем сосуществует добро и зло.

Праведники Ветхого Завета вступают в борьбу с грехом, но плоды этой борьбы должны осуществиться через крестную Жертву Иисуса Христа. Эта Жертва освобождает человека от метафизической власти демона, изменяет космическую ситуацию, которую создал человеческий грех, дает ему возможность спасения через Голгофский Крест и сошествие Святого Духа.

Но греховная испорченность остается в душе человека; теперь он должен совместно с благодатью Божией участвовать в деле своего спасения. Здесь борьба со злом – внутренним и внешним – становится условием для исцеления, для нравственного возрождения, для изживания греха в себе. Сатанинские искушения, соединенные со страстями человека, становятсят испытанием его веры и воли, а сопротивление им – победой. Блаженный Августин писал: «Бог сделал больше, чем, если бы уничтожил зло: Он заставил само зло служить добру». Человек пал через непослушание.

Возвращение к Богу совершается через послушание, но этому послушанию противится зло внешнее, обитающее в мире («мир во зле лежит»), и внутреннее, живущее в человеке («закон греха»). В этой борьбе формируется нравственная личность человека и утверждается конечный выбор добра.
Страдания являются не злом в прямом смысле этого слова, а испытанием человеческой веры, преданности Богу и возможностью для его совершенствования.

Вы спрашиваете, является ли зло промыслительным?

В воле Божией можно различить два аспекта: желание Божие, которое постоянно и неизменно – это желание блага и спасения человека, это вечный свет Его любви; второй аспект – допущение Божие. Бог создал человека свободным существом. Добро является добром, когда человек выбирает его свободно. Поэтому Господь предоставляет условия для развития добра и зла, иначе свобода человеческой воли стало бы фикцией. Но из этого нельзя заключить, что зло от Бога, - оно от демона; зло всегда остается эманацией и дыханием сатаны.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили