Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 220
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви



[08/02/2010] Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил. Поздравляю Вас с приближающимся праздником Рождества Христова.

Не могли бы Вы ответить: влияет ли на действительность Таинства вера священника, совершающего это Таинство? Если священник придерживается ошибочных взглядов на Евхаристию (отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), совершается ли в таком случае Таинство?

С уважением, Алексей.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Вы мне задали трудный вопрос. С одной стороны, вера священника является необходимым условием для действительности Таинств, но, с другой стороны, Таинства, совершенные неверующими священниками, которые, например, поспешили отречься от веры и снять сан после революции, не аннулированы и не признаны Церковью недействительными.

Я думаю, что если священник вслух выражает неверие в том, что в святых Тайнах существенно присутствует Христос, то, зная это, не следует причащаться у него, хотя бы потому что, от причастника требуется вера в Таинства, а здесь могут возникнуть сомнения и осуждение священника. Но надо еще отметить следующий нюанс: некоторые отвергают не само пресуществление, как таковое, а термин, считая это заимствованием из католичества, а в слово «преложение» вкладывают такой же смысл, какой есть в пресуществлении. Думаю, что здесь ошибка священника в том, что он выступает против церковной традиции и Предания.

Термин «пресуществление» воцерковлен, принят, усвоен Церковью так же, как, например, термин «единосущие». Сомнение в этом термине может быть основываться на невежестве, а именно, в отождествлении латинского слова «субстанция» с православным «сущность». Православный термин включает в себя духовную структуру объекта, его целевую идею, его энергетический потенциал, его идеальную сторону. Поэтому сущность более глубокое понятие, чем субстанция, и в православии слово «пресуществление» вовсе не носит грубо биологического характера, который хотят приписать ему модернисты. Если же священник, вопреки учению Церкви, не верит в истинность святых Таин, как Тела и Крови Христа, или объясняет слово «истинно» двусмысленно и превратно, то такой священник перестает быть православным до своего покаяния.

Но вопрос – совершается ли литургия ради верующих, вопреки заблуждению священника или нет – для меня остается открытым, с допущением того, что Господь может совершить чудо и через ангела-хранителя алтаря святые Дары освятятся. К сожалению, современные модернисты стремятся засорить православное учение протестантскими заблуждениями для своих целей.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили