Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[08/02/2010] Филиппъ спрашивает:
Дорогой отецъ Рафаилъ, меня интересуетъ Вашъ взглядъ на Константина Леонтьева: считаете ли Вы его согласнымъ съ православнымъ ученіемъ или есть нђчто въ его творчествђ и его разсужденіяхъ несогласное съ Православіемъ, чего надо опасаться?
Да воздастъ Вамъ Господь за Ваши труды въ обоихъ мірахъ!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Филипп! Константин Леонтьев, в монашестве Климент, хотя и руководствовался оптинскими старцами, но остался в своем литературном творчестве тем же писателем, которым был до пострига. В его творениях грубых ошибок я не нашел, многие его прогнозы оправдались. Но, все-таки, в его произведениях чувствуется ориентир на внешние силы, на внешние структуры и системы. Как мне кажется, внутренним деланием афонских отцов он овладеть так и не смог. Его ностальгия по Византии понятна мне; но Византия – единственна, ее искусственно продолжить невозможно, не только из-за политических ситуаций и объективных причин, но, главным образом потому, что ко времени ее падения менталитет людей стал другим, то есть пропало то, что можно назвать сущностью Византии. Труды Леонтьева можно назвать историософией, то есть наукой, вовсе не тождественной Православию. Мне он представляется как очень талантливый человек, который воплотил в своем творчестве только частицу того, что он мог бы дать. Помоги вам Господи.
|