Вопросы и ответы: Общие вопросы
[28/01/2010] Асен спрашивает:
Дорогой Батюшка Рафаил,
Да хранит Вас Бог, мы всегда получаем от Вас пользу. Извините меня, нахального вопросчика. Прошу Вас ответить мне:
1. Есть ли некоторый смысл в жизни неверующего, если до конца не поверит? Жизнь учит ли его чему-то, улучшает ли его нрав? Мысль отречь все в жизни неверующаго кажется крайней. Я наблюдаю, люди воцерковленные в детстве, но верующие по своему, которые улучшаются с временем. Я уверен, в Православие - это любопытство.
2. От чего происходит психоимпотентность - состояние когда потентность отсутствует только при общение с другим человеком - и как лечиться?
3. Старец Паисий Афонский видел Христа как неземного красивого мужа, а Евангелист писал, что у Него внешность не была особой (цитирую по памяти). Знаю, разбойник впечатлился Им ребенческим ликом. Какая правда?
4. Кто является наследником Хама (Ханаана)? Должны ли они быть рабами после Искупления или уже равночестны другим народам?
5. Болгарская Церковь после Освобождения канонизировала писателя Истории Славяноболгарской - отец Паисий Хилендарский и Софрония - митр. Врачанского. Слышал мнение, что мотивы были патриотические, а не духовные.
6. Есть молитвы к Честному Кресту. Это не хула, только недоумение: Крест не личность. Как следует "общаться" с Ним? Что имеется в виду?
Спасибо!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Асен!
1. К сожалению, неверующий человек не задумывается о смысле жизни, а принимает ее как факт. Само бытие – категория высшая, чем небытие, и в этом смысле для неверующего человека есть некая радость в душевно-чувственных переживаниях в работе, научных знаниях, в семейной жизни и т.д. Такой человек ставит перед собой определенные цели, большей частью прагматичные, но они могут быть и добрые, а в некоторых случаях неверующий может даже отдать жизнь утопическим идеям, но для него недоступно самое главное – богообщение. Такая жизнь представляется для верующего тупиком. Прожитые годы могут улучшать и ухудшать нрав, это зависит от многих факторов. Люди неверующие, иноверные и нецерковные могут совершать добрые поступки: милосердие, великодушие и даже жертвенность. Например, античная история содержит в себе много героических примеров, но язычество и неблагодатные религии не могли дать гармоничной личности человека.
2. Этот вопрос требует профессиональных знаний, которых я не имею.
3. В Евангелии ничего не сказано о внешности Христа. О внутренних переживаниях разбойника нам тоже ничего неизвестно. Дошедшее до нас описание внешности Христа имеет позднее происхождение. В церковной гимнографии Он назван вторым Адамом, а Адам был прекраснее всех людей. Думаю, что в безгрешной человеческой природе Христа Спасителя должна быть отражена красота, как свойство Божие, даже в телесном плане.
4. Прочтите «Летопись» святого Димитрия Ростовского. Там описываются родословия народов и племен. После искупления нет избранных или отверженных народов, путь к спасению открыт для всех.
5. Я не знаком с трудами и жизнеописанием святых Паисия и Софрония, но считаю, что после их канонизации рассуждения, по каким мотивам они были прославлены, неуместны и некорректны.
6. В молитве к честному Кресту употреблен поэтический образ. В Священном Писании и храмовых гимнах содержится особый язык символов, образов и метафор, который обращен к эмоциональному гносису человека. Обращаясь к Кресту, мы прославляем крестный подвиг Иисуса Христа. В поэзии такое художественное средство называется олицетворением. Что же касается догматики и богословия, то там употребляется язык понятий и идей, который по возможности должен быть четким и исключать различное понимание богословских определений.
Помоги вам Господи.
|