Вопросы и ответы: Общие вопросы
[27/01/2010] Сергей спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил.
Скажите пожалуйста, насколько правомерным можно считать высказывание С.Булгакова о человеке как "всеживотном", т.е. как о существе, которое содержит в себе всю программу творения, не происходя при этом от низших видов?
Большое спасибо!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей! Преподобный Максим Исповедник писал о том, что человек принадлежит двум мирам – материальному и духовному, и является представителем космоса в духовном эоне. По мысли святого отца, через человека началось падение космоса и через человека должно быть возрождение вселенной. У преподобного Максима Исповедника встречается выражение, что человек представляет собой микрокосмос в макрокосмосе.
Так называемые религиозные мыслители первой половины 20-го столетия – Бердяев, Булгаков и другие – расширили эту антропологическую проблему и стали писать о том, что в человеке содержаться все структуры – материальные и энергетические, существующие во вселенной. Отсюда у них название человека - «всеживотное». Эволюционисты в лице немецкого дарвиниста Геккеля утверждали, что развитие форм живых существ от простейших одноклеточных до человека можно проследить в стадиях развитии человеческого плода. Эта теория при жизни Геккеля была разоблачена как фальсификация. Креационисты, принимающие учение о человеке как о микрокосмосе, обосновывают свою концепцию на принципе иерархичности – ступенчатости в самих актах божественного творения, где один вид не переходит в другой.
Помоги вам Господи.
|