Вопросы и ответы: Общие вопросы
[30/01/2010] Александр спрашивает:
Батюшка, с наступающими праздниками Рождества Христова и Новым Годом!
Вопрос такого плана: знакомы ли Вы с трудами В.Синельникова, например, "Возлюби болезнь свою" о работе с подсознанием. Дело в том, что в этой работе очень хорошо дана связь грехов, подсознания человека и его здоровья. Но прочитав всю книгу целиком, приходит недоумение, какое место в его работах остается для Бога и для Христа? Можно ли использовать его методики работы с подсознанием? И еще: в Евангелии написано "возлюби ближнего как самого себя". Вышеназванный автор считает, что нельзя полюбить ближнего, не любя себя. Что есть любовь к себе в Вашем понимании? Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр! Синельников связывает физическую болезнь человека с его психическими травмами, неправильностями и ошибками, в общем, - тело болеет от болезни души.
Если следовать его логике, то все грешники должны заполнять палаты и морги больниц, а святые быть здоровыми как борцы и гладиаторы. Манипуляция своим подсознанием к хорошему не приводит. Это подобно тому, как делать операцию на сердце кухонным ножом.
Вы спрашиваете: «Что есть любовь к себе в Вашем понимании?». Условно говоря, человек состоит из духа, души и тела. Дух обращен к вечности, душа – к земле, а тело является орудием духа и души. Когда тело становится главным объектом любви и забот, то человек превращается в эгоиста. Такая же любовь по отношению к душе, рождает эгоцентризм, а любовь к духу, который является главным стержнем человеческого существа, дает возможность богообщения и открывает для человека вечное бытие. Конечно, я ответил очень схематично. Для пробуждения духа нужна благодать Божия. Любовь к своему духу неотделима от любви к Богу, и именно эта духовная любовь противостоит низменным страстям человека, гармонирует его тримерию, и тогда любовь к людям становится отраженной любовью к Богу.
Взаимно поздравляю с прошедшими праздниками и наступившим Новолетием. Помоги вам Господи.
|