Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[28/01/2010] Сергей спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка!
В католических храмах стоят скамейки, и недавно один католический священник с экрана телевизора объяснял, что скамейки в храмах католиков - это атрибут изначального христианства, так как места для сидения были в самых ранних храстианских храмах, ведь этими самыми ранними храмами были дома верующих. А в домах людей, конечено, всегда присутствовали места для сидения. Верны ли эти рассуждения или здесь какая-то словесно-логическая ловушка для неискушенных?
Спасибо за внимание к моему вопросу. Сергей, православный христианин.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей! Ваш вопрос можно проверить на личном опыте. Прочтите молитвы стоя, не допуская телесного расслабления, а затем сядьте на скамейку, посидите некоторое время и прочитайте те же самые молитвы, наблюдая за своим состоянием. Вы увидите, что внимательно молиться сидя трудно, душой овладевает какая-то дремота, человек начинает больше мечтать, чем молиться.
Разумеется, это не относится к больным, которые по необходимости должны сидеть, тогда сама болезнь препятствует душевному расслаблению. Ведь часовому в армии не позволяется сидеть, он должен стоять именно потому чтобы не притуплялось его внимание. В Греции появился обычай, ставить в храмах скамейки рядами; но сами греки признают, что это нововведение, а раньше сидения были только для больных и престарелых. Впрочем, есть один оправдывающий момент: в настоящее время люди, особенно в больших городах, с детства отучаются ходить пешком, эту нагрузку взял на себя транспорт; поэтому у современных людей появились различные заболевания ног и для значительной части прихожан трудно всю службу простоять на ногах. Поэтому я не считаю каноном, чтобы в храме все люди молились только стоя, но хочу сказать, что в православной церкви никогда не было традиции сидеть во время богослужения.
Помоги вам Господи.
|