Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[18/01/2010] Виталий Чеботар спрашивает:
Здравствуйте! Хочу задать один актуальный сегодня вопрос - можно ли Причаститься без исповеди и поста? Что пишут об этом Св.Отцы и учители Церкви, правила и каноны в Св.Православной Церкви? Действительно ли ранние христиане причащались ежедневно без исповеди? И когда в сущности было установлено в Православно Церкви - Св.Таинство Исповеди?
Очень вас прошу ответить подробно на этот актуальный вопрос!
С уважением Виталий Чеботар.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Виталий! В первые века христианская Церковь была Церковью мучеников и жизнь христиан стояла на недосягаемой для нас высоте, поэтому причащение было частым и даже ежедневным. До нас дошло одно из древних правил, что если христианин по какому либо поводу уклонялся от причащения во время литургии, то он должен был сообщить об этом пресвитеру и объяснить причину. В первые века исповедь была публичной: падший в грех каялся в присутствии всей общины.
Но, с течением времени, когда духовный уровень христиан стал снижаться, исповедь перед общиной была заменена индивидуальной, частной исповедью. Практика частого причащения стала забываться; оказалось необходимым определенное время, чтобы христианин мог оторваться от обыденных мирских дел и забот, и приготовиться к причащению. Уже святой Иоанн Златоуст со скорбью говорил о том, что немногие причащаются на литургии, и напоминал в своих проповедях, что причащение народа является главной целью литургии. Соборного правила о необходимости исповеди перед причастием не существует. Но в Церкви кроме правил есть еще традиция и обычай.
Человек, готовящийся к причащению, естественно хочет очиститься от своих грехов посредством исповеди, которая, по словам святых отцов, возобновляет благодать крещения. Секуляризация духовной жизни христиан с каждым веком все более разграничивала Церковь как царство Божие на земле от царства этого мира, и поэтому для христиан, приступающих к причастию, психологически стало необходимым возрождение своей души при помощи исповеди. Так исповедь стала всеобщей перед причащением, и обычай перешел в традицию. Эта традиция удерживается в Грузинской Церкви, в славянских церквях, но не вошла в жизнь всех греческих церквей, где исповедь перед причастием не обязательна.
Лично мне кажется более духовным и соответствующим современному состоянию обязательный, хотя бы краткий пост и исповедь перед причащением. Причащение должно быть по возможности частым, но оставаться каждый раз главным событием в жизни христианина. Мне кажется, что если священник во время литургии физически не может исповедовать всех причастников, то может начать исповедь за один или два дня раньше. Что касается традиции причащаться без обязательной исповеди, то мы не осуждаем ее, а считаем внутренним делом поместных церквей.
Помоги вам Господи.
|