Вопросы и ответы: Общие вопросы
[13/01/2010] Владимир спрашивает:
Дорогой о. Рафаил, благословите!
Возможность вновь, пусть на короткое время, пообщаться с Вами-это замечательный подарок всем нам к Рождеству. Молитвенно желаю Вам крепости сил и многая лета!
Вот мой вопрос:
О. Рафаил! Известно, что внешнее и внутреннее в человеке должно быть в гармонии. Так например, Ветхий Завет повелевает мужчине носить бороду. Уже в Новозаветные времена толкование Зонара на 96 правило 6 Вселенского Собора подтверждает, в числе прочего, запрет на брадобритие. Таковой же содержится и в греческой кормчей "Педалион". Свв. отцы также были против брадобрития.
Например, Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду, образ мужа, остригают..." А преп Максим Грек вторит ему: "Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих,... той же клятве подлежат и истребляющие бритвой брады своя." Известно, что свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали от князя Ольгерда в том числе и за отказ побрить бороду. И таких свидетельств можно привести множество.
Дорогой о. Рафаил! Я лично всегда ощущал некую сакральность бороды, любил традиционную внешность. Но этого не любит мир, и это не нравится моей жене.
Посоветуйте, как поступить в этом малом деле? Носить ли бороду, как оно подобает мужчине-христианину, или сбрить в угоду вкусам моей дорогой, но, увы, невоцерковлённой жены и окружающих?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир! Согласен с вами, что борода украшает мужчину, как грива – льва. Но я считаю ношение бороды благочестивым обычаем, а не каноном Церкви. Поэтому, думаю, что вы в этом вопросе можете поступить по своему усмотрению и обстоятельствам. Помоги Господи.
|