Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[29/01/2010] Сергей спрашивает:
Здравствуте, отец Архимандрит Рафаил.
Господь наш, Иисус Христос, Он Бесконечная и Вечная Тайна, Его Жертвенной Любви к нам, воплотился, чтобы мы покаявшись, через веру, заповеди и Причастие Его Святых Тайн Крови и Тела имели с Ним Благодатное Общение во Святом Духе и с Богом Отцом.
Вот прихожу в Храм, стою на службе и хорошо с Господом и верующими, каждый пришёл к Богу, все молчат и внимают службе, все от Господа и все к Господу, каждый в себе и все в единстве, все в единстве и каждый в себе. Благодатно, и ничего не надо говорить, слёзы текут и ведь не остановишь их, что интересно.
При чтении трудов богословских включается логизирующий аппарат и конечно, осмысливаешь то или иное порой в неожиданных плоскостях, но нет того внутреннего состояния как на службе в Храме.
Вопрос: Необходимо или желательно читать и вникать, что такоеперихорезис, догматическое богословие свт. Митрополита Макария и многое другое, или смотреть по внутренней своей потребности?
А если и прочтешь, вникнешь, то как бы куда это девать ведь я не священник а просто мирянин и мне 48 лет. Куда так сказать девать потом этот отточенный огненный Крест?
Спасибо за ответ. Спаси вас Господи.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергий! Согласен с вами, что религия это, прежде всего, жизнь человеческого сердца или духа, живущего в сердце. Богословские знания предохраняют нас от возможных вероисповедальных ошибок, но в смысле глубины богопознания, как богообщения и внутреннего опыта, мало что дают. Сам термин перихорезис хотя, в общем, истолкован правильно у святого Митрополита Макария, но не полностью раскрыт.
Преподобный Иоанн Дамаскин полагает перихорезис как обмен именами, относящимся к божественной и человеческой природам Иисуса Христа в виду единства ипостаси (лица). Смещаются имена, а не природы. Но здесь надо учесть, что божественное естество, соединяясь с человеческим, возносит его на высочайшую степень совершенства, а человеческое естество, соединяясь ипостасно с божественным, ничего не изменяет в Божественном естестве, то есть ипостась Сына Божьего после воплощения остается неизменной – тождественной самой себе. Это я написал вам как пример, что богословие не делает человека более религиозным, не способствует стяжанию благодати, не дает возможности глубже воспринимать духовные переживания в молитве, а помогает осознать на словесном уровне те догматы, которые всегда заключались в христианском учении.
Можно привести следующее сравнение. Из морской воды извлекают соль. Крупицы и кристаллики соли становятся визуально видимыми, но они и до этого пребывали в морской воде, только в растворенном виде. Так на вселенских и поместных соборах были извлечены, выкристаллизованы догматические истины, которые и до этого пребывали в учении Церкви. Согласен с вами, что надо поступать согласно своей внутренней потребности, тем более, что вы мирянин, и на вас нет долга учить паству. Помоги вам Господи.
|