Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[03/06/2005] Владислав спрашивает:
Уважаемый Архимандрит Рафаил! Спасибо Вам за ответы. Желаю Здоровья. Вопрос: Как Вы относитесь к книге Митрополита Сергия Финляндского (Страгородского) "Православное учение о спасении" (выходила несколькими изданиями в конце 19-го - начале 20-го века) с точки зрения понимания православия - там достаточно детально разобраны вопросы различий с инославием. Выдержки из этой книги - выпущены в 1913 г. в серии Религиозно-филосовская библиотека под ред.Новосёлова под названиями - СПАСЕНИЕ И ВЕРА по православному учению (выпуск 31) и по учению католическому и протестанскому (выпуск 32)и, представляется, что из-за небольшого размера, могут иметь значение сегодня с точки зрения православного просвещения.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Владислав! Книга митрополита Сергия Страгородского "Православное учение о спасении" является характерным явлением для богословия начала 20-го столетия. Это было временем революционного брожения, влияние которого отразилось в жизни духовных школ, в лекциях ряда профессоров и некоторых богословских трудах. По своему, это влияние преломилось в известном труде митрополита, как на стыке между традиционной ортодоксии и желания ввести в богословие новые "освободительные" идеи. По моему мнению, этот труд требует серьезного анализа и дифференцированных оценок. Лично меня несколько смущает заглавие книги – православное учение о спасении . Мне кажется, что такие названия могут быть допустимы по отношению к Символическим книгам, принятым всей Церковью, к обширной святоотеческой антологии, а не к произведению одного автора, тем более, произведению, содержащему дискуссионные положения. 31-го выпуска серии СПАСЕНИЕ И ВЕРА я не имею. А что касается критики католицизма и протестантизма, то она приемлема, но для глубокого анализа недостаточна. Я считаю сборники, изданные Новоселовым очень положительным явлением. Что касается писем послереволюционного периода, то, по моему мнению, в них замечается поворот к обрядоверию, вызванному борьбой с обновленчеством. Возможно, что богословские позиции в некоторой степени отразились в жизненном пути этих двух выдающихся личностей.
|