Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[08/01/2009] Дмитрий спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил.
Прошу вас ответить на мой нижеследующий вопрос.
Если вы сами не можете или не хотите отвечать, то по крайней мере
прошу дать ссылки на книги, которые можно почитать по данному вопросу.
Хотя, конечно, мне интересно было бы и ваше личное мнение.
Православные богословы пишут что Бог не страдал на кресте,
потому что Божество бесстрастно. В то же время, говоря о Христе, говорят, что за нас пострадал Бог. Получается какая-то нестыковка.
С точки зрения простой логики, если Христос - Бог и Христос - страдал,
то отсюда вывод: Бог - страдал. Если же нет, то либо Христос не страдал,
либо Христос - не Бог.
На это обычно возражают, что Христос страдал не полностью, а только
своей человеческой частью.
Как же так? Я не могу этого понять. В моем понимании, если страдает лишь часть, то страдания уже не совсем настоящие. Страдания на кресте тогда начинают напоминать спектакль - Бог взял человека, соединил его с Собой (только в чем тогда это соединение?), потом отправил на страдания, а Сам в стороне как-бы ни при чем. В чем смысл распятия тогда? Непонятно.
Можно попробовать аналогию... Если у человека страдает тело, но душа не испытывает страданий, можно ли то назвать страданиями?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий! Этот вопрос достаточно подробно разобран в книге преподобного Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры". Она является одним из самых авторитетных источников православного богословия. Направляю вас к ней. А если после ее прочтения у вас возникнут еще какие либо дополнительные вопросы, то можете обратиться ко мне. Советую вам также проработать первый том "Догматического богословия" митрополита Макария (Булгакова). Личного мнения в догматических вопросах у меня нет: я полностью принимаю догматическое учение Церкви. Помоги, Господи.
|