Вопросы и ответы: Общие вопросы
[26/05/2005] Владислав спрашивает:
Уважаемый о.Рафаил, доброго Вам здровья,
Прошу ответить на вопрос касающийся обретения и явления великих икон - например Тихвинской, Иверской. По преданиям, они были явлены в том самом виде в каком мы их имеем, то есть не были написаны земными художниками - а непосредственно являются божьим творением. Прошу уточнить отношение к такому чуду - православное и католическое и Как следует относиться к ликам явленным на таких небесных иконах, являются ли эти лики - реальными ликами, являвшимися святым отцам именно в этом виде, являются ли они наиболее правильными или единственно правильными образами доступным человеческому сознанию, можем ли мы представлять эти образы как-то по другому.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Владислав! Богоявленные иконы относятся к области чуда, а чудо не укладывается в категории нашего рассудка. Поэтому мы принимаем чудо верой и чувством благоговения. Существуют различные школы иконописи, и по внешним признакам нельзя определить благодатность иконы. Мы можем только сказать, что условный язык икон дает большую возможность выразить духовную сущность образа, чем живописное изображение. Может быть, вам будет интересно прочитать мою брошюру "О языке иконы". Католическая церковь более рационалистически смотрит на икону, чем Православная. В католическом искусстве эстетизм вытеснил мистику. Православная иконописная традиция это опыт духовного созерцания. Отойдя от этой традиции человек может вступить в область собственного воображения.
|