Вопросы и ответы: Общие вопросы
[30/01/2009] Иоанна спрашивает:
Батюшка, простите, у меня возникли еще два вопроса к Вам.
1) Как бороться с помыслами мнения, тщеславия и самодовольства, особенно после того как сделаешь что-то хорошее? Приходят помыслы, особенно на службе, что все на меня обращают внимание и думают какая я особенная и молитвенная.
2) Как смириться не умом только, а сердцем, всем своим существом?
Спасибо!Дай Вам Бог здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Иоанна!
1. Когда к вам придет помысл тщеславия, то скажите этому помыслу: "Святые совершали великие чудеса. Они были подобны земным ангелам, но благодать Божия скрывала от них их духовную высоту и открывала глубину человеческого падения. А если я вижу свои добрые дела –действительные или мнимые – то значит благодать Божия покинула меня и я вижу себя в зеркале собственных страстей и гордыни". Старайтесь таким образом само тщеславие превращать в повод к самоукорению и самоунижению. Молитва – это мольба осужденного о помиловании, и просьба голодного о хлебе. Может ли осужденный гордиться тем, что он молит судью о помиловании, а голодный нищий тем, что он просит кусок хлеба.
2. Чтобы смирить себя нужно видеть достоинства других и свои недостатки. Преподобный Макарий Великий, увидев человека, кто бы он не был, говорил себе: " Это мой господин", а при встрече с ребенком: "Это дитя моего господина" и смирял себя перед всеми. Александрийский кожевник, к которому был послан преподобный Антоний для назидания, поведал, что привык держать в уме помысль: "Все жители Александрии спасутся, один я погибну". Однако смирение, как и все добродетели, должно быть сокровенным от мира. Святой Игнатий Брянчанинов говорит, что смирений прост в обращении, и поэтому мир многих смиренных считал гордецами, и хвалил артистов, которые играли в смирение любуясь собственной игрой.
Помоги вам Господи.
|